Найти тему
Все Обо Всем

Чехословацкие Фильмы в СССР 1972!

Недели и декады киноискусства социалистических стран, ретроспективы и фестивали братских кинематографий — привычная и добрая традиция нашей культурной жизни. Традиции, как известно, следуют собственному календарю, нередко оттеняющему их внутреннему смыслу. С новыми работами чешских и словацких кинематографистов мы обычно встречаемся в мае. В мае есть два дорогих и светлых праздника — День Победы и День освобождения Чехословакии от фашизма, общие праздники наших народов...

Кино
Кино

В нынешнем году интерес к Фестивалю чехословацких фильмов в СССР, проходившему одновременно в трех городах — в Москве, Ереване и Краснодаре — был особым. Дело не только в том, что ленты с маркой «Баррандов-фильм» и картины Братиславской студии «Колиба» давно популярны в нашей стране, лучшие из них были не единожды удостоены высших наград Международного кинофестиваля в Москве; далеко не все может объяснить и тот известный факт, что кинематография ЧССР, существующая уже четверть века, занимает свое видное место в мировом киноискусстве. Потому что в основе большого зрительского успеха этого фестиваля отчетливо различим и интерес к кино вообще, и особая дружеская заинтересованность, которая отличает отношение советских людей к чехословацкому киноискусству на новом этапе его развития.

Мотивы такой заинтересованности очевидны. Ведь кино — важная часть художественной культуры, культура — выражение идеологии. Кризисные явления в идеологической области, связанные с событиями известного периода в ЧССР, непосредственно коснулись и творчества кинематографистов этой страны.Катастрофы не произошло.

В прошлом году киностудии Чехословакии выпустили около сорока полнометражных картин, сохранив показатель 1970 года, что свидетельствует о стабилизации положения. Однако количественный фактор, при всей его важности, — еще не все, поскольку уровень кинопроизводства в стране и идейно-художественный уровень ее киноискусства, отмеченные на общей условной шкале, могут и не совпасть.

ЧССР
ЧССР

Шесть фильмов из ЧССР, показанные в фестивальной программе (выпуск 1970—1971 годов), снимают многие трудные вопросы, одновременно указывая с достаточной основательностью на серьезность проблем, еще стоящих перед кинематографом социалистической Чехословакии.

На совещании редакторов киножурналов и кинокритиков социалистических стран, организованном Союзом кинематографистов СССР и состоявшемся в конце 1970 года в Москве, Войтех Трапл, редактор студии «Баррандов», подчеркивал, что для чехословацкой кинематографии сегодня

самым важным является восстановление, реабилитация критериев, испытанных в борьбе за социалистическое искусство, за оздоровление духовного мира нашего зрителя. В нашей ситуации каждый фильм должен быть боевым, то есть активно выступать за утверждение нашей социалистической точки зрения. Это необходимо еще и потому, что в свое время мы попали в положение обороняющихся, испугавшись того, что нас, когда мы выдвигали правильные лозунги, демагогически называли догматиками, людьми, которые-де стремятся к схематизму в искусстве.