Найти тему
Винтажная парфюмерия

"Сказка о царе Салтане", фабрика Новая заря

Никого в советской парфюмерии не чествовали так масштабно, как Пушкина: его творчество действительно занимает особое место в отечественной культуре и дает столько информационных поводов! То одно произведение отмечает юбилей, то другое... В 1949 году праздновали 150 лет со дня рождения поэта. И в том же 1949 году отметила полувековой юбилей опера Римского-Корсакова на сюжет пушкинской "Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди". А самой "Сказке о царе Салтане" в 1951 году исполнялось 120 лет с момента написания. Поэтому очевиден был выбор "Сказки о царе Салтане" в качестве еще одного сюжета для парфюмерной пушкинианы.

Но набор "Сказка о царе Салтане" - это не только поклон гению поэта Пушкина и композитора Римского-Корсакова, а еще и дань таланту художника Билибина, создавшего в 1905 году иллюстрации к пушкинской сказке. К тому же Билибин дважды рисовал декорации и костюмы для оперы на пушкинский сюжет: в первый раз в 1928 году для постановки в Париже, а во второй - в 1936 году для Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова, и это была его первая крупная работа после возвращения в СССР из эмиграции. Именно рисунки Билибина легли в основу оформления набора. Хотя орнамент на крышке коробки не является точной копией билибинских, он стилистически перекликается с некоторыми из них - с декором титульного листа пушкинского цикла, с узорами на одежде сказочных персонажей.

-2

Сочетание желтого и синего цветов тоже часто встречается в билибинских орнаментах. Правда, "Сказка о царе Салтане" - не прямое цитирование творчества художника, а скорее фантазии на тему его экспериментов с лубочным стилем.

-3

По поводу внешнего вида флаконов в позднем советском парфюмерном каталоге говорится, что они напоминают "боярышню в кокошнике". Действительно, расширяющийся книзу флакон похож на сарафан, а стоппер с зубчатым верхом - на кокошник.

Кокошник, Архангельская губ. 18 в.
Кокошник, Архангельская губ. 18 в.

Однако в головной убор похожей формы Билибин "нарядил" царя Салтана в оперной постановке "Сказки о царе Салтане".

И.Билибин, эскиз костюма царя Салтана, 1937
И.Билибин, эскиз костюма царя Салтана, 1937
В  книге корона Салтана выглядит не так пышно, но видно, что зубцы на  головном уборе - это именно "царский" атрибут.
В книге корона Салтана выглядит не так пышно, но видно, что зубцы на головном уборе - это именно "царский" атрибут.
В сцене прощания Салтана с  женой они оба облачены в зубчатые короны
В сцене прощания Салтана с женой они оба облачены в зубчатые короны
В иллюстрациях Билибина к другим сказкам постоянно появляются зубчатые  короны: у царя Дадона и Шамаханской царицы в "Сказке о золотом петушке",  у королевны Елены Прекрасной в "Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и сером волке".
В иллюстрациях Билибина к другим сказкам постоянно появляются зубчатые короны: у царя Дадона и Шамаханской царицы в "Сказке о золотом петушке", у королевны Елены Прекрасной в "Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и сером волке".

Аромат, заключенный в такую нарядную и "высококультурную" оболочку, стилистически вполне ей соответствует. Это красивая, сложная композиция, добротная по качеству и классическая по духу. Ближайшими родственниками этого аромата являются "Пиковая дама" и "Каменный цветок". "Сказка о царе Салтане" - парадные, торжественные духи.

"Сказка о царе Салтане",  1950-е
"Сказка о царе Салтане", 1950-е

Пирамида:
начало - гвоздика, фиалка, шалфей, лаванда;
середина - сандал, ирисовый корень, орегано;
база - амбра, мускус, дубовый мох.
В целом звучание имеет заметный уклон в пряность, но аромат не сладкий и не восточный. Очень красивая композиция и даже вполне носибельная - но она прекрасно иллюстрирует слово "старомодный".

"Сказка о царе Салтане" из каталога 1970-х
"Сказка о царе Салтане" из каталога 1970-х

(С) Виктория Власова