В прошлой серии статей я рассказал про лечение ртутью и побочные действия подобного лечения. Ртутью, согласно гуморальной теории, лечили множество заболеваний методом вызывания поноса. Сопутствующим эффектом было совершенно дикое слюнотечение.
Но врачи очень радовались всему этому, ибо были искренне уверены, что когда из организма что-то выделяется (неважно, что и как), то это всегда к лучшему, т.к. при этом выводятся вредные вещества «энзимы». Естественно, что избрав для лечения понос, люди не могли забыть и противоположный путь выведения пищи из организма.
Да, речь идет о рвотных средствах. На удивление, еще со времен Древнего Египта мудрецы уверенно рекомендовали в очистительных целях вызывать у себя рвоту хотя бы раз в месяц. Об этом писал еще Геродот, а Гиппократ, уже отличившийся науськиванием целителей на ртуть, был не менее славен тем, что рекомендовал лечиться рвотными средствами.
На этом фоне римляне пошли еще дальше египтян. Они придумали первые «вомитории». Это такие помещения, куда люди заходили во время пиров, чтобы быстро освободить желудок от только что съеденной пищи и пойти поесть снова.
Юлий Цезарь и Клавдий вовсю пользовались такой возможностью, чтобы сожрать за один пир столько еды, сколько хватило бы на десяток солдат. Сенека Младший, наставник императора Нерона, отмечал, что римляне «едят, чтобы блевать, и блюют, чтобы есть, даже не удосуживаясь переварить яства, которые свозят для них с разных концов света».
Естественно, что нужно было найти лекарство, которое вызывало бы противоестественный ход пищи по направлению не к выходу, а ко входу. И таким лекарством назначили сурьму.
Сурьму называли антимоний, что по-гречески означает «металл, который не находят одним». И действительно, сурьму чаще всего находят в смеси с другими элементами, например с серой.
Но есть и еще одна расшифровка названия антимоний: «anti-monium», или убийца монахов. По легенде, жил-был в XV веке некий монах со странным прозванием Василий Валентин. Что здесь имя, а что фамилия или это два имени, история умалчивает.
Так вот Вася якобы прожил 106 лет, что для Средневековья нереальная цифра, потом помер, а на его могиле была высечена не менее странная эпитафия: «Post CXX annos patebo». В переводе на русский - «Открыть через 120 лет».
И ровно через 120 лет одна из колонн монастыря возле могилы внезапно раскрылась и в ней, по легенде, оказалась книга, про которую никто даже не слышал до этого. Книга называлась «Триумфальная колесница антимония», и в ней монах рекомендовал использовать сурьму везде, даже кормить ею свиней. Вроде бы свиньи от нее жирели, а вот монахи, которым Василий с Валентином дали сурьмы, почему-то умерли. Поэтому сурьму и стали называть убийцей монахов.
Почему эта книга послужила бешеному распространению и моде на сурьму, я понять не могу. Все хотели последовать за монахами, что ли?! Так или иначе, этот труд «мистическим образом» попал в руки Иогана Тёльде, солевара-химика и торговца, который, судя по всему, сам ее и написал. Мужик оказался дюже смышленый и уже в Средние века знал, как создать спрос, окутав ситуацию покровом вековой тайны, а потом продать что-нибудь ненужное по цене очень нужного.
Тёльде стал издавать «труды монаха» большими тиражами и получать двойной доход - от книг и от продажи сурьмы. И тут началась настоящая война между врачами и химиками. Врачи, нужно отдать им должное, в лице медицинского факультета Парижского университета сразу разобрались с ситуацией и назвали сурьму «страшным ядом». Видный французский врач XVII века Ги Патен кричал: «Избави нас Господь от таких лекарств и таких докторов!»
Но, как я всегда говорил, достаточно запустить в народные умы какой-нибудь бред, чтобы потом его было не вытравить никакими силами. Люди сделали ровно то, что делают и сегодня. Стали шептаться, что врачи на самом деле убийцы и не хотят делиться доходами с химиками, а ведь «САМ монах» подарил им знание, как нужно лечиться.
Как видите, за сотни лет в сознании обывателя не изменилось ровным счетом ничего. Сегодня многие думают ровно так же. И даже то, что монах в своей книге описывал события, которые на самом деле случились через много лет после его смерти, никого уже не отрезвило и не насторожило.
Кончилось дело тем, что апологетам сурьмы очень крупно повезло. Когда Людовик XIV был при смерти в 1658 году, ему дали немного сурьмы. Король почему-то чудом выжил, и это стало единственным, но решающим аргументом в споре. Врачи были бесславно повержены, а сурьму стали продавать как лучшее очистительное средство на всех углах.
В следующей статье я расскажу о ядовитом «кубке Кука» и о «вечных таблетках», которые можно было использовать и потом передавать по наследству. Не забывайте подписываться на этот канал, чтобы не пропустить новые интересные истории. А лайки и перепосты этой статьи очень помогают развитию канала и распространению знаний.