Правда и фантазии о Великом крае Глава 38 (продолжение 2).
Что творится в мире 3.
Февральский переворот 1917 года круто изменил судьбы страны, даже не подозревающей еще об этом Москвы, не говоря о более дальних регионах рухнувшей империи.
Еще больше были бы удивлены сибирские крестьяне, узнав, что их судьба решалась в маленьком швейцарском Берне, и в несколько большем Лондоне на съездах РСДРП. Это были посиделки кочующих эмигрантов, приговоренных к тюрьме на родине.
Меньшевики и Плеханов пропагандировали «непротивление войне». Плеханов был «оборонцем» среди эмигрантов.
Всем казался странным тезис об отказе к сопротивлению по отношению к оккупации и порабощению Германией. Но это пока; потом гений Ленина разбил все сомнения его соратников. Но не крестьян. Народ так и не понял Брестского мира, который являлся капитуляцией на фоне почти выигранной войны. Попытаемся понять психологию простого обывателя в те дни. Насколько это сложнее, чем бодро перечислять даты и события.
Сибирь не знала крепостного права и помещечьего землевладения. Процент пролетариата был гораздо меньше чем в остальной России. Казаки отказывались целовать крест царю, хотя служили справно.
Эти особенности мало учитывались социалистическими теоретиками. А что вообще учитывалось? Распутинское правление Николая Второго и Александры Федоровны? Поток отвратительной лжи, который морочил головы людям. Потом Февральский переворот от которого большинству стало только хуже.
Давайте представить себе этот духовный лес, в котором блуждали мужики и бабы. Интеллигенция, подобно штамму вирусов, вызывающих рак, порождает радикальные политические партии: РСДРП, которое включает большевиков (Ленинцев), меньшевиков (сторонники Мартова), эсеров (социал-демократы, союз за освобождение рабочего класса). От кого этот класс надо было освобождать не понятно, но это было только начало беды.
Настоящее несчастье заключалось в том, что никто, включая недоученных философов, не мог понять их китайской грамоты. Ленин считал, что рабочих надо воспитывать, как собачек, а крестьян, как в корне невоспитанный элемент, заставлять делать, что скажут. Большевики – большая банда, истинный интернационал палачей.
Для того чтобы попытаться понять психологию отдельно взятого индивидуума в этом мире сплошной демагогии и страха, имеется уникальный инструмент. Это – народная песня; она отражает настроение и отношение к происходящему вида, и, даже, класса. Давайте попытаемся вникнуть в тексты этих, на первый взгляд, простых произведений. Попытаемся понять, о чем идет речь.
Раскинулось море широко,
И волны бушуют вдали,
Товарищ мы едем далеко,
Подальше от нашей земли.
Не слышно на палубе песен,
И Красное море шумит,
И берег так мрачен и тесен,
Как вспомнишь, так сердце болит.
Товарищ я вахту не в силах стоять,
Сказал кочегар кочегару,
Огни в моих топках совсем прогорят,
В котлах не сдержать мне уж пару.
Пойди заяви всем, что я заболел,
И вахту до срока бросаю,
Весь потом истек, от жары изнемог,
Работать нет сил, умираю.
Ты вахту до срока не смеешь бросать,
Сказал капитан кочегару,
Ты к доктору должен пойти и сказать,
Лекарство он даст, если болен.
Товарищ ушел, он лопату схватил,
Собравши последние силы,
Дверь топки привычным толчком отварил,
И пламя его озарило.
Напрасно старушка ждет сына домой,
Ей скажут, она зарыдает,
А волны бегут от винта за кормой,
И след их вдали пропадает.
О чем эта песня? О совершенно реальных событиях Русско-японской войны 1905 года. Все началось с поражений, и было принято решение о перемещении Балтийского флота. Поплыли, но не близким путем, через Средиземное море, а, огибая Африку. Союзники, так называемые, запретили проход эскадре через Гибралтар, и Суэцкий пролив. Так кто они были эти Англичане, которые спровоцировали первую Русскую революцию, первую и вторую мировую войны?
Моряков ждала страшная жара на экваторе, а потом шторм у Мыса Доброй надежды (который гораздо правильнее был назван Диасом Мысом Бурь).
Люди не выдерживали, и умирали от перенапряжения, что описано в песне. Оставшихся слабоумные водители привезли в Цусимскую бухту, где флот был уничтожен. Вместо людей вернулись только похоронки. Вот он источник ненависти по отношению к неразумной власти. Подробностей люди не знали, но они понимали, что их отцы и братья полегли не за дело.
Поступь Революции 3.
Исторический десятый съезд партии усилил смычку города с деревней. Укрепился союз пролетариата и крестьянства. Авторитет советской власти стал намного выше.
В эти годы, с окончанием гражданской войны, с победой нарождающегося социалистического строя, капиталистические страны стали официально, дипломатически, одна за другой признавать молодую советскую страну.
С введением НЭПа (Новая экономическая политика) жизнь стала улучшаться. Это было видно по улицам, по отремонтированным заборам и воротам, по заготовленным бревнам и срубам новых изб и домов, а в потребительском обществе по увеличению промышленных товаров.
Все больше из города в село поступали хозяйственный инвентарь, косы, плуги, простейшие сельскохозяйственные машины. А в город везли зерно, мясо, кожу, молочные и другие продукты.
С улучшением жизни люди потянулись к знаниям. Больше становилось учеников, но не хватало учителей.
Опыт культработы нарастал.
После войны молодели и укреплялись старые и зарождались новые семьи.
В селе участились свадьбы. Стала возрастать и нарождаемость будущих кадров. Странная вещь жизнь; на фоне ужаса она не сдает своих позиций.