Думаю, всем мы знаем, что такое немецкий концлагерь. Нары из досок, на которых ютились сразу не сколько человек, чтобы, банально, не замёрзнуть, отсутствие нормальной еды, одежды и гигены, изнуряющий физический труд. Любое неповиновение или слабость могли закончиться очень плохо.
Сегодня хотелось бы привести несколько отрывков из "интервью" Вернера Морка о событиях и отношении к пленным в 1941-42 годах. Место действия - концлагерь Kgf.Lager Aulenbach, он же Баумхольдер.
Начальником лагеря был немецкий сержант, который потерял руку в России, якобы побывал несколько дней в русском плену, где с ним, по слухам, жестоко обращались… Теперь он по-своему мстил русским, которые оказались в его руках. Он ходил с пистолетом в постоянно растегнутой кобуре, чтобы его немедленно использовать…
Когда русские вечером после тяжелой работы длинной колонной возвращались в лагерь, случалось, что некоторые от слабости не могли дойти, падали от истощения. Сержант безжалостно расстреливал из своего пистолета этих уже ни на что не способных «недочеловеков»… Другие пленные сбрасывали труп в яму, предварительно срывая с него то, что можно было еще носить как одежду…
Историки Кейт Лоу и Найал Фергюсон вывели процент умерших военнопленных в лагерях разных государств. И что бы вы думали? Из немецких лагерей не вернулось примерно 57%, тогда как немцких военнопленных было примерно 35,7%.
Конечно же, это всё примерные расчёты, мы никогда не узнаем точные цифры, подсчитать невозможно.
Капрал, годившийся мне в отцы, сообщил, что командир приказал ему привезти картошку со станции в лагерь. Русские, которые были с ним, должны были перегрузить ее из вагонов на телеги. В ответ на мое замечание, что картофель совсем несъедобен, капрал сказал, что я ничего не понимаю и что эти парни, русские, сожрут что угодно.
В первые годы войны снабжение немцев было отличным, чего не скажешь о военнопленных, попробуй-ка прокормить пару тысяч лишних ртов. Да и зачем нормально кормить? Эшелоны привезут ещё...
Случившееся потом я до сих пор вспоминаю с ужасом. Двери вагона едва приоткрылись, как русские набросились на гнилой картофель, обеими руками хватали это дерьмо, не обращая внимания на исходящий от него адский запах. Немецкие охранники сдерживали их силой, били прикладами, пинали ногами, но не для того, чтобы отвратить их от этой мерзости, а чтобы остановить «расхищение». В этом они видели свою работу. Все эти немецкие солдаты были из подразделений тыловой охраны, то есть уже пожилые люди, отцы семейств, поставленные охранять военнопленных в лагерях…
Это были обычные солдаты вермахта, не расисты, не отъявленные нацисты, не члены зондеркоманд. И их командирами были обычные сержанты и офицеры, которых тоже как «старослужащих» определили в батальоны тыловой охраны. Эти немецкие солдаты считали, что хорошо и правильно обращались с пленными. Они не ощущали в этом бесчеловечности. Ведь, в конце концов, эти русские были всего лишь «унтерменшами» (представителями низшей расы, недочеловеками) и иного не заслуживали…
Обычные солдаты. Не "роботы" с промытыми мозгами от геббелевской пропаганды. И тем не менее:
Кроме того, они были убеждены, что русские иного не заслуживают. Человеческое отношение к ним не подходит. Русские на самом деле просто «недочеловеки», а некоторые вообще животные. Жалость к ним совершенно неуместна. Более того, сомнительно, что русские пощадят немецких солдат, если захватят в плен. Скорее всего, убьют всех и, конечно же, у них не будет лагерей для пленных немцев.
Кто-то пытается забыть эту (и много других) страницу истории, кто-то изменить и навязать "новую историю" подрастающему поколению.
Забывать нельзя. Помнить и не повторять.
Спасибо за внимание.
Маленький очерк о жизни в ШТРАФБАТЕ.
ВОСПОМИНАНИЯ Отто Кариуса, немецкого танкового аса.
Материал подготовлен на основе воспоминаний Вернера Морка и сервиса Яндекс-картинки.