Директор финского Института внешней политики Мика Аалтола утверждает, что признание Ирана в уничтожении самолёта может усилить позитив в политике.
Ilta-Sanomat, 11.02.2020. Mikka Hujanen
В субботу иранские военные рассказали, что украинский Боинг был сбит вследствие человеческой ошибки. Его приняли за вражеский самолёт.
Столь скорое признание стало сюрпризом для Мики Аалтола. Он видит в этом событии ряд позитивных признаков.
– Если напортачили, следует признаваться. Это представляет Иран несколько в ином свете в том смысле, что он не пошёл по пути отрицания, как это происходило при аналогичных обстоятельствах в прошлые годы, - говорит Аалтола.
– Я предполагал, что всё будет совершенно иначе. Обломки самолёта были собраны и увезены, и ни о каком расследовании можно было даже не думать. У Ирана была такая возможность (отрицать), но он ею не воспользовался. Решение пойти другим путём явно было политическим.
Аалтола отмечает, что Иран знал о российском опыте – о том, к чему приводит отрицание. Доводы и доказательства давят годами, - говорит он.
В том же духе рассуждает и эксперт по воздушной безопасности Энтони Брикхаус. Он не сомневается, что расследование выявило бы признаки ракетного удара.
– Скрыть это было бы категорически невозможно, - приводит Reuters слова Брикхауса.
Аалтола уверен, что решение взять ответственность на себя было принято на уровне высшего руководства Ирана. Случай настолько щекотливый, что по меньшей мере велись консультации с аятоллой Хаменеи.
Reuters в субботу утром сообщил, что Хаменеи ещё в пятницу получил данные об ошибочном обстреле.
Аалтола считает, что признание вины в катастрофе придаст больше позитива иранской политике и поможет Ирану в скорых переговорах по ядерной программе.
– По-видимому, в Иране зреет что-то новое. Нужно подождать и посмотреть, во что это выльется. Был ли это сигнал к разрядке напряжённости или признание сделано под давлением необходимости? Или и то, и другое? Необходимость пытаются превратить в добродетель, - говорит Аалтола.
– Элитные столичные войска открыли огонь по гражданскому самолёту, снабжённому транспондером – это, конечно, прискорбно.
Аалтола полагает, что следить за развитием ситуации будет интересно. Он считает, что Иран выплатит компенсации, договорённость о которых будет достигнута уже скоро.
– Иран совершил признание и пообещал выяснить, как подобная ошибка произошла.
Аалтола отмечает, что расследование обстрелов гражданских самолётов – это особый процесс. Он напоминает в том числе о происшествии в Персидском заливе, когда в 1988 американцы сбили иракский самолёт, который без транспондеров направлялся к американскому военному кораблю.
– Дело было урегулировано, США выплатили компенсации. В этом случае будет подобная схема.