Найти тему
Absurd police

Без фигни в октябре

1. "Красное солнце" - Теренс Янг, 1971 год.

постер фильма "Красное солнце"
постер фильма "Красное солнце"

Классический вестерн, в котором кроме круто сваренных американских парней есть еще и круто сваренный японский самурай. Чарльз Бронсон в роли сурового бандита с Дикого Запада и Тосиро Мифунэ в роли преданного традициям самурая, ну что может быть круче? Только Ален Делон в роли главного злодея! Это хет-трик, товарищи! Фильм, как всякий уважающий себя вестерн, начинается с ограбления поезда. В поезде по стечению обстоятельств едет японский посол, у которого бандиты похищают ценнейшую инкрустированную золотом катану, дар от японского императора американскому президенту. Охранник посла, самурай в исполнении Мифунэ, клянется или вернуть меч, или покончить с собой. Его невольным напарником становится один из бандитов, герой Бронсона, которого дружки огрели по голове и оставили лежать возле поезда, не желая делить с ним добычу. Совместные странствия по прериям становятся для двух мужчин испытанием их воли и принципов. Они оба настоящие бойцы, поэтому прекрасно понимают друг друга, но если самурай, осознающий, что времена его сословия прошли и сам он стремительно превращается в уходящую натуру, хочет лишь прожить жизнь как подобает воину и уйти в вечность не сломленным, то бандит циничен и давно уже растерял свои идеалы на кривой преступной дорожке. Конфликт этих двух мужчин, одновременно и симпатичных и неприятных друг другу, переданный в череде где-то смешных, где-то опасных и трагичных ситуаций создает прекрасное смысловое наполнение для удалого приключения с погонями и перестрелками. Сам по себе этот сюжетный троп довольно распространен в кино, в том же "Зверополисе" он работает так же: один из героев понуждает другого к сотрудничеству, они узнают друг друга получше, меняют свои взгляды на жизнь и становятся друзьями. "Красное солнце" именно тот случай, когда качество исполнения искупает сюжетную простоту и заставляет клише работать, ведь по сути фильм представляет собой набор из жанровых клише: самурай, стрелок не в ладах с законом, роковая красавица из салуна, ограбление поезда, нападение индейцев.

Для жанрового развлекательного кино очень и очень достойно

8 из 10

2. "Магазинчик ужасов" - Роджер Корман, Чарльз Б. Гриффит, Мэлл Уэллс, 1960 год.

Дешевый комедийный ужастик, ставший классикой. Кинопоиск сообщает, что фильм был снят всего за два дня и одну ночь, так как на больший срок декорации не давали, а его бюджет составил смешную сумму 27 тыс. долларов (интересно, это с учетом инфляции или все-таки без?). Однако, даже при таких вводных получилось задорно и не стыдно. Гротескные преувеличения и черный юмор сценария прекрасно дополняется чудовищным переигрыванием актеров и примитивными, дешевыми декорациями и эффектами. Избранный язык повествования является лютой смесью нуара и статьи из третьесортной желтушной газетенки а-ля "Инопланетяне с Альфа Центавра заменили кордебалет Большого театра роботами-трансгендерами". Все вместе сложилось в нелепую и забавную ужастико-комедию. В цветочном магазинчике, расположенном в неблагополучном районе города Н где-то в Америке, кроме хозяина есть двое работников: забитый разнорабочий Сеймур и миловидная кассирша Одри, в которую Сеймур тайно влюблен. Дела идут совсем плохо, хозяин уже подумывает от кого бы из работников избавиться, когда выясняется, что Сеймур в подвале выращивает некое неизвестное науке растение весьма причудливое на вид. Выставив в витрине диковинку магазинчик быстро превращаются в местную достопримечательность и повышает продажи. Все счастливы, но Сеймур скрывает страшную тайну, его таинственное ботаническое чудо питается человеческим мясом и умеет разговаривать. Юмор "Магазинчика" доводит многие киношные штампы, существовавшие в те времена, до полного абсурда, что делает его скорее пародией на собирательный нуарный ужастик из 50-х.

кадр из фильма "Магазинчик ужасов"  1960 года Эту улыбку нельзя не узнать, в "Магазинчике" засветился молодой Джэк Николсон
кадр из фильма "Магазинчик ужасов" 1960 года Эту улыбку нельзя не узнать, в "Магазинчике" засветился молодой Джэк Николсон

Если вы боитесь зубных врачей... что ж, после "Магазинчика" вы станете их бояться еще сильнее.

7 из 10

3. "Магазинчик ужасов" - Фрэнк Оз, 1986 год. Прошло четверть века и вот за ремейк "Магазинчика ужасов" взялся великий и ужасный мастер Йода всея Галактики, соратник и единомышленник Джима Хенсона и Джорджа Лукаса - Фрэнк Оз. Оз переосмыслил доставшийся ему богатый материал и сумел привнести в него дыхание нового времени. Он сделал из "Магазинчика ужасов" мюзикл.

Немного неожиданный ход, конечно, но формат мюзикла помог сохранить гротеск и дурашливо-мрачный юмор оригинала. При этом сюжету подлили драматизма, персонажам добавили психологической глубины, прописали для главного героя грамотную дугу характера. Если старый "Магазинчик" больше походил на удалую газетную утку, призванную поразвлечь серьезную публику (и это не плохо), то новый стал полноценной сказкой. Инопланетное растение, жаждущее человеческой плоти на ужин, не только прекрасно выполнено чисто технически, оно превратилось в настоящего демона-искусителя, сулящего герою все блага мира, если только он будет продолжать его кормить. Сюжет построен на преодолении героем искушения и обретении подлинного счастья. Наиболее четко это видно при сравнении сцены смерти садиста-дантиста в старой и новой версиях "Магазинчика". В новом фильме Сеймур отправляется к дантисту с пистолетом и умыслом на убийство. При этом он не просто собирается скормить жуткого зубодера своему цветку, он еще и оправдывает себя тем, что таким образом спасает от мучителя Одри, в которую тайно и безнадежно влюблен, так же как и в старом фильме. В новой версии, однако, Одри и дантист состоят в отношениях с оттенком садо-мазохизма, бедная девушка ежедневно замазывает синяки, но от мучителя не уходит. Дантист, конечно, гибнет не от руки Сеймура, а от передозировки веселящим газом, но тем не менее данный эпизод становится кульминацией сюжета и демонстрирует грехопадение героя. В старом же фильме визит к стоматологу происходит по стечению обстоятельств, столь же случайной становится и его гибель. Тут нет никакого умысла на убийство со стороны Сеймура, а то, что он скармливает доктора цветку - следствие его запуганности и слабоволия, а не желания получить некие блага в обмен на лояльность монстру. Да и любовная линия между Сеймуром и Одри получает в фильме Оза больше внимания. Именно любовь к девушке помогает Сеймуру в конце концов преодолеть свои страхи, обрести уверенность в себе и, сказав цветку свое решительное нет, уничтожить его.

кадр из фильма "Магазинчик ужасов" 1986 года
кадр из фильма "Магазинчик ужасов" 1986 года

Кстати, роль странненького пациента, в старом фильме исполненного Николсоном, в фильме Оза досталась Биллу Мюррею.

7 из 10

4. "Прощание" - Лулу Ванг, 2019 год.

Она еще нас всех переживет! Многочисленная родня съезжается на родину в Китай попрощаться с умирающей от рака бабушкой. Но от самой бабушки болезнь держат в строгом секрете, дабы не волновать, не усугублять и не омрачать последние дни. Официальное объяснение семейного сборища - свадьба внука. Мало того, что опечаленным вестью о скором уходе бабули родственникам приходится изображать бурное веселье на фальшивой свадьбе, так еще и не все они как следует ладят между собой. Главная героиня фильма пытается одновременно найти общий язык со своей родней, попрощаться как надо с бабушкой и решить проблемы самоидентификации. Лулу Ванг сняла фильм о семейных ценностях по-китайски и о разнице менталитета китайцев, живущих в Китае и китайцев эмигрировавших в США. Получилось в меру сентиментальное, в меру остроумное кино, в котором никого ни в чем не обвиняют, просто рассказывают как есть.

кадр из фильма "Прощание"  Семья - бесит, когда она есть, тоскуешь, когда ее нет.
кадр из фильма "Прощание" Семья - бесит, когда она есть, тоскуешь, когда ее нет.

Душевно

7 из 10

5. "Бомж с дробовиком" - Джейсон Айзенер, 2011 год.

Канадский трэш с Рутгером Хауэром в главной роли. О таком кино трудно говорить серьезно, его делают... да я, честно говоря, вообще не понимаю зачем его делают. Для того, чтобы скрасить скучный пятничный вечер немногочисленных гурманов? Гурманы будут довольны, это уж точно. Сочетание немудреного сюжета, кишок и кровищи, скверных эффектов, пошлости и кошмарно переигрывающих актеров в полной мере удовлетворяет требованиям к "хорошему" трэшу. В общем, это именно тот фильм, который ожидаешь увидеть читая название "Бомж с дробовиком". Фильм настолько плох, что это даже забавно.

кадр из фильма "Бомж с дробовиком"  Канадское кино... оно странное :-)
кадр из фильма "Бомж с дробовиком" Канадское кино... оно странное :-)

6 из 10

6. "Дети моря" - Аюму Ватанабэ, 2019 год.

Сюрреализм и геликоприоны. Порекомендовать "Детей моря" я могу только тем, для кого отсутствие в фильме динамичной и наполненной событиями истории не является проблемой (поверьте мне, такие люди есть). Аюму Ватанабэ снял фантастически красивое философское эссе об истоках жизни, но, увы, не позаботился о том, чтобы пришить к нему внятный сюжет, который упростил бы просмотр для большинства зрителей. Однако, визуалы, особенно любители моря и разной морской живности, будут в восторге. Анимация получилась просто великолепная, плавная и текучая, как сама морская стихия. Но на любителя. Зашла - хорошо, не зашла, значит не судьба.

кадр из фильма "Дети моря" Нет, все мы, конечно, знаем историю про Маугли, мальчика выросшего с волками... но дюгони... дети, которых вырастили дюгони... это все метафоры :-)
кадр из фильма "Дети моря" Нет, все мы, конечно, знаем историю про Маугли, мальчика выросшего с волками... но дюгони... дети, которых вырастили дюгони... это все метафоры :-)

7 из 10 (+1 за красивую морскую живность, я любитель)

7. "Джокер" - Тодд Филлипс, 2019 год.

А вот этот фильм действительно поднял волну! Кто только не комментировал "Джокера". И ругали, и хвалили, и философии подводили, и во всяком обвиняли. Но смотрели. Смотрели все. Тодд Филлипс сумел привлечь к своему творенью внимание масс. Он снял фильм, который обманывает ожидания зрителя, подкладывает на тарелку паровую котлетку вместо гамбургера и заставляет все проглотить. Наверное, наблюдать за реакцией людей на "Джокера" интересно не меньше, чем его смотреть. Давненько у нас не обсуждали фильмы так, с подлинным интересом к истории, с желанием понять.

кадр из фильма "Джокер" Фильмы становятся классикой, когда мы начинаем ми думать, обращаться к их образам и идеям как к инструментам собственного мышления. Думаю, у "Джокера" есть шанс со временем стать таким фильмом.
кадр из фильма "Джокер" Фильмы становятся классикой, когда мы начинаем ми думать, обращаться к их образам и идеям как к инструментам собственного мышления. Думаю, у "Джокера" есть шанс со временем стать таким фильмом.

Одним из факторов неожиданного успеха стало то, что взяв героя комиксов (самого актуального для современного общества героя, стоит отметить) Филлипс снял фильм ориентируясь на "Таксиста" Скорсезе, а не трилогию Нолана о Темном Рыцаре, намеренно убрав все, что могло бы намекать на кинокомикс (но при этом фильм не перестал был кинокомиксом, как ни странно, он влился во всю эту новую мифологию весьма органично). Трудно сказать насколько это правда, но есть мнение, что копеечный бюджет фильма избавил режиссера от удушающих объятий продюсеров и развязал руки, позволив не только снимать кино с рейтингом R, но и вообще делать то, что хочется. Фильм получился отнюдь не развлекательным, он злой, нападающий на общество, поджигающий афедроны. Но это и не политический манифест, как бы этого кому-то не хотелось. "Джокер" хоть и касается политических тем, на них не акцентируется. Он критикует общество под совсем иным углом. Главный герой нарочито аполитичен, о чем он и говорит, снова и снова. И это не кокетство психопата, это правда. Поведение Артура Флэка не имеет никакой другой причины, кроме его психического заболевания. Больное общество породило больную личность, находящую для себя единственную отдушину в иррациональных приступах насилия. Многие обвинения "Джокера" связаны с тем, что фильм больно уж трепетно смотрит на "Таксиста", почти копирует его. Почти, да не совсем. Филлипс изменил и мотивацию героя (все-таки Трэвисом Биклом двигало пусть и искаженное, но стремление к справедливости, Артуром Флэком движет лишь слепое желание облегчить свои страдания), и его окружение. В "Джокере" можно увидеть обратную связь между героем и обществом, что весьма актуально в современном мире, где информация распространяется мгновенно и часто непредсказуемо. Герой наблюдает за тем как общество реагирует на совершенное им убийство и реагирует на эту реакцию. Он намертво пришит к информационному пространству, даже в качестве символического отца, которого надо убить, чтобы самому начать жить, он избирает ведущего идиотского ток-шоу (а не папашу Брюса Уэйна, хоть тот и выглядит более подходящей мишенью).

Ориентируясь на классику кино и точно схватывая актуальные проблемы, Филлипс смог сконструировать в "Джокере" весьма точный и общий портрет современного мира, болезненного, вплоть до предсмертных судорог. Наверное, в текущих условиях, мы уже не сможем увидеть в широком прокате кино более радикальное. С одной стороны это, конечно, печально, с другой "Джокер" продемонстрировал, что кино еще может вызвать в людях живую реакцию, хоть немного их растормошить, что уже само по себе достижение.

9 из 10

Фильм месяца "Джокер" - за то, что молодые люди в автобусе, обсуждая его, не матерились и не похрюкивали.