Побеждать - это прекрасно», - утверждает автор книги «Победитель» Джек Уэлч. В своей работе он предлагает четкий, концентрированный план действий, который может применить каждый - от выпускника колледжа до гендиректора. По крайней мере, так считает Билл Гейтс, рекомендуя эту книгу.
Полезно для всех
Первый раздел - «Скрытая сторона вещей» - автор посвящает философии управления и разъяснению своего подхода к бизнесу. Вместо ожидаемых мировоззренческих соображений читатель получает четкие указания по четырем основным принципам руководства компанией. Прежде всего, важно определить миссию и ценности компании. Здесь все просто: миссия - это ответ на вопрос «Как мы собираемся победить?», а ценности - это порядок действий, которые необходимо выполнить для полной реализации миссии. Сформулируйте это однозначно и повторяйте всем работникам как можно чаще.
Следующий принцип - открытость, ее невозможно достичь полностью, но на максимально возможном уровне она улучшает многие производственные процессы. Третий - дифференциация работников, подобная открытости, только более дискуссионная. И, наконец, - уважение к каждому работнику и его мысли. Это необходимо в любой компании.
Управленческая философия Уэлча будто бы и не нова, однако отличается от других подобных книг тем, что содержит только точные указания к выполнению с однозначными обоснованиями, почему это важно. Безапелляционный тон порой напоминает Дэна Кеннеди, однако Джек демонстрирует больше гибкости и доброжелательности. Похоже, что он легче влился в современный мир с его меритократией, разномастной инновационностью и теорией поколений. И сумел оперировать в нем теми принципами старой доброй школы, которые демонстрируют одинаковую эффективность во все времена.
Во втором разделе - «Ваша компания» - говорится о функционировании организации изнутри. Допустим, вы стремились стать лидером, и ваш успех заключался в саморазвитии. Наконец вы им стали - теперь ваш успех заключается в развитии других. Вопрос номер один: кто эти люди, где они берутся, как ими управлять, и что делать с теми, кто не оправдывает надежд? Эта часть книги - бальзам на душу HRов всех рангов - от кадровика до директора по персоналу. Оказывается, во всем мире наболевшие вопросы одинаковы: как решать, кого нанять; HR - это не массовик-затейник, а «наставник-отец» (термин Уэлча), увольнять с работы должен тот, кто принимал, а лучше всего - сам руководитель. И, наконец, как вести себя в кризисный для компании период.
Итак, рецепт успешного с точки зрения руководителя-победителя собеседования - это работник, который прошел три обязательных «сита»: целостность, зрелость и интеллект, и проявил «четыре важные черты + страсть». Четыре важные черты - это положительная энергия, которой надо делиться с другими, решительность и две способности - делать непростой выбор и доводить дело до конца. Говоря о страсти, автор имеет в виду искреннее, глубокое восхищение своей работой. Если же вам нужен руководитель высшего звена, ко всем перечисленным чертам должны прилагаться подлинность, способность видеть скрытую сторону вещей и желание окружать себя людьми, которые лучше и умнее вас, а также - сверхмощная устойчивость. Отдельный бонус - пройти собеседование у самого себя по этим критериям.
Бизнес как игра
В общем книге Джека Уэлча присуща черта, которую замечают не сразу, однако уловив, уже не перестаете заговорщически улыбаться: мимоходом он развенчивает громкие концепты, вокруг которых так часто надувают щеки бизнес-тренеры всех рангов. О миссии и стратегии мы уже упоминали в начале, о лидерстве вопросы очерчены несколько мягче, зато относительно конкуренции и личной карьеры - бывший босс GE оторвался на славу.
Третий раздел рассказывает о жизни компании во внешнем мире, среди себе подобных - о конкуренции. «Стратегия - активная, живая и абсолютно динамическая игра», - говорит автор. Все весело и быстро: во-первых, найдите разумный, реальный и относительно быстрый способ получить устойчивую конкурентоспособность; во-вторых, поставьте правильных людей на правильные места; в-третьих, постоянно улучшайте методы работы. Капитан Очевидность? Более того: любая компания, по мнению Уэлча, должна «работать с такой скоростью, неформальностью и открытостью в общении, как это делают заведения на углу улицы». Примеры, рассмотренные далее на страницах книги, убеждают, почему это важно, и как должна формироваться удачная стратегия. Возможно, вам хватит этих нескольких страниц, чтобы схватить суть. Однако дальше подробно рассмотрены пять слайдов-блоков вопросов, предназначенных помочь сформулировать концепцию победной стратегии. Кое-где они напоминают SWOT-анализ, но отличаются стратегическим уклоном, который заставляет читателя проектировать эти вопросы на состояние дел в своей компании уже в ходе прочтения, ведь апеллирует к эмоциональным, живым вещам. И, действительно, если вы до сих пор и не имели стратегии, то с большой вероятностью ответы на эти вопросы помогут вам определиться. Еще один «веселый подводный камень» на пути к победе - это формирование бюджета. Американец из GE говорит об опыте борьбы с договорным урегулированием бюджета и методом «фальшивой улыбки», когда процесс формализуется по принципу «авось». Поэтому опять имеем дело с глобальными реалиями, которые везде одинаковы.
Однако представим себе, что у вашего бизнеса все прекрасно, и вы можете расти. При запуске новых проектов компании часто их недооценивают и допускают типичные ошибки: туда идут не лучшие кадры, новые разработки держат в тайне и ограничивают их автономию. Вместе с тем важно помнить, что не все стартапы рождались в гаражах, но все они имеют общие черты: ими управляют люди, которые горят своим делом; это дело получает первоочередную поддержку от всех заинтересованных; его свободному движению и росту способствуют, а не подавляют в зародыше. Важно поддерживать новые проекты вашего бизнеса как финансово, так и морально, давая им при этом возможность развиваться в собственном темпе.
Существует и другой путь - можно не выращивать новую компанию, а приобрести или поглотить уже готовую. Здесь Уэлч снова остается верен себе, и там, где другой автор вел бы длительные размышления о принципах переговоров или экономических факторах, Джек начинает с главного: вспыльчивость, лишний азарт - простой человеческий фактор, который может разрушить прекрасную возможность. Или нет - если избежать семи перечисленных в книге ошибок.
Так же тщательно, как до сих пор рассматривал поведение компании, Уэлч анализирует карьерное движение отдельного человека. Этому посвящен четвертый раздел. В нем есть рекомендации как для тех, кто, в принципе, соглашается на предложение работы, тех, кто трудоустраивается впервые, кто хочет получить повышение и кто ищет работу после увольнения. Пять сфер, которые стоит обдумать, рассматривая новую работу, ставят работника из позиции просителя-наемника в позицию владельца своей карьеры - и это без лишних усилий со стороны автора, многочисленных анкет и мотивационных речей. Зато здесь есть несколько действенных советов, как лучше вести себя в рабочей среде, чтобы достичь личной победы. Совет, чего не делать, всего один - не заставляйте своего босса прилагать усилия и свой авторитет, чтобы вас продвинуть. А что делать, если с руководителем возникает противостояние? Будем еще откровеннее, как автор - «В мире много придурков. Некоторые из них становятся боссами. Что делать, когда один из них - ваш босс?» Прежде всего - убедиться, действительно ли это так, и попытаться понять причины, почему он так себя ведет и к чему стремится достичь? А дальше - все просто: поймите, как долго и ради чего вы готовы все это терпеть, максимально эффективно делая свое дело. А главное, когда сами станете руководителем - помните, от чего вам было плохо как подчиненному и как вы тогда чувствовали, будьте лучшим боссом чем тот, который руководил вами.
И немного о человеческом
Знаменитый баланс между работой и жизнью начинается с баланса между качеством выполнения работы и ресурсами компании, затраченными на это. Заключая соглашение с собой (что я отдам, а что получу на этой работе), попробуйте взглянуть на ситуацию с точки зрения вашего руководителя. Прежде всего, он может помочь вам получать больше удовольствия от работы (как именно - пусть останется маленькой неожиданностью), его можно и нужно заинтересовать своей производительностью (пусть руководителю станет выгодным ваш баланс между работой и жизнью). Или просто найдите компанию, которая рассматривает жизнь как часть повседневной работы. Но лучше всего - выясните, что нужно для знаменитого баланса именно вам и достигните этого. В общем, все сходится снова к простым вещам: поймите, чего вы хотите от жизни, а чего - ваш руководитель от вас на работе, попробуйте договориться, найдите собственные рычаги влияния - то, что ценится в корпоративной культуре вашей компании, запасайтесь ими и используйте в случае необходимости.
Заключительный раздел книги содержит вопросы, которые не вошли ни в один из предыдущих разделов, но следует признать - без них концентрат опыта Джека Уэлча был бы неполным. Ведь мы доверяем людям с их слабостями и несовершенством больше, чем безупречным. И когда в ответ на вопрос «Попадете ли вы в рай?», автор отвечает: «Я, конечно, не идеален. Но, если я получал любую возможность заботиться о людях всей душой и добавлял жизнь во все, что у меня было, то, наверное, я имею шанс», то начинаешь понимать, что рай возможен и при жизни - когда достигаешь успеха без компромиссов с собой. Похоже, у Джека Уэлча и этому тоже можно поучиться, мимоходом, шагая к профессиональной победе.
Если вам понравилась статья, ставьте лайки и пишите комментарии.