В октябре 2018 года был принят резонансный федеральный закон №350-ФЗ о повышении пенсионного возраста. Согласно этому закону, мужчины выйдут на пенсию в 65 лет, женщины – в 60 лет (за исключением отдельных категорий граждан).
Чиновники утверждают, что другого выхода нет. Однако мной уже 20 лет назад найдено альтернативное решение – введение пенсионного оборотного налога вместо пенсионных взносов.
Справка
Дано:
· 72 млн.человек – занятых (на 2016 год, согласно данным Госкомстата);
· 36 тыс.руб. – средняя начисленная зарплата;
· 20% – средняя ставка страховых взносов с учетом регрессии.
· 31,1 трлн.руб. – фонд оплаты труда (ФОТ) по стране (72 млн.чел. * 36 тыс.руб. * 12 месяцев)
· 6,2 трлн.руб. – предполагаемая сумма страховых взносов (31,1 трлн.рублей * 20%)
Однако, согласно отчету ПФР за 2016 г., сумма страховых взносов, поступивших в бюджет ПФР за 2016 г., составила ... 4,1 трлн.руб., то есть на 34% меньше, чем расчетная сумма 6,2 трлн.руб. (последняя примерно также соответствует сумме пенсионных выплат, составляющей 6,5 трлн.руб.).
Отсюда следует, что за 34% занятых граждан не платятся страховые взносы. Причина – неподъемная налоговая нагрузка на работодателей в части «зарплатных налогов».
Именно эта ситуация с собираемостью страховых взносов (только 2/3 от требуемой для пенсионных выплат суммы) стала для чиновников поводом для запугивания общества и апокалиптических предсказаний. Якобы, если пенсионный возраст не повысить, то пенсии будет платить нечем.
Решение – заменить страховые взносы в ПФР на пенсионный оборотный налог по ставке 2,6% к выручке
Базой для начисления налога станет не ФОТ, а выручка, то есть денежный оборот в размере сальдо «К90 Выручка» минус «Д90 НДС» (по плану счетов Минфина). Для замены тарифа в 22% от фонда оплаты труда будет достаточно 2,6% от выручки, причем эта цифра – 2,6% – позволит наполнить пенсионный бюджет не только в сумме нынешней доходной части 4,1 трлн.руб., но и требуемыми для выплат 6,5 трлн.руб.
2,6% – откуда эта цифра?
В 2016г. выручка в экономике составила 234-256 трлн.руб. (по данным РАНХиГС и СПАРК). Поделив сумму пенсионных выплат на выручку, получим ставку в 2,6%: 6,5 трлн.руб. : 256 трлн.руб. = 2,6%.
Преимущества
Для этого налога не страшна никакая демографическая ситуация, даже полная роботизация экономики, при этом вопрос повышения пенсионного возраста отпадет сам по себе раз и навсегда.
В выигрыше окажется каждый работодатель, чей фонд оплаты труда (включая теневой) превышает 12% в выручке (без НДС). При этом, чем большую долю в выручке составляет фонд оплаты труда, тем больше будет выигрыш предпринимателя от пенсионного оборотного налога.
Следствием этого налога будет абсолютно профицитный, причем вечный, характер пенсионного бюджета, поскольку последний будет автоматически индексироваться в соответствии с темпами инфляции (выше инфляция ® больше выручка ® выше налог ® больше пенсионный бюджет). Образно говоря, пенсионный бюджет будет лопаться от денег, а пенсионеры будут ездить отдыхать летом не на дачи, а на Канарские острова.
Предлагаемый порядок финансирования бюджета ПФР способен:
· сделать бессмысленной теневую зарплату (в конвертах), то есть полностью исчезнет необходимость обналички – она будет обходиться дороже, чем прозрачная оплата труда;
· выровнять налоговую нагрузку по страховым взносам в различных отраслях, которая сейчас различается десятикратно – от 0,7% в отраслях ТЭК до 6-7% в отраслях ЖКХ;
· поднять рентабельность в малом и среднем бизнесе, которая в условиях высокой доли оплаты труда в выручке (более 40% по данным В.Турова) снижается давлением нынешних страховых взносов:
· стать регулятором межотраслевых потоков капитала и стимулировать инвестиционную активность в безнадежно отстающих отраслях (машиностроении, строительстве, ЖКХ, транспорте, аграрном секторе, отраслях высоких технологий);
· направить средства, ныне уплачиваемые бюджетными организациями в ПФР, на повышение заработной платы их сотрудников;
· умерить бюрократию и аппетиты ПФР и ФНС и сократить объем ненужных бумажных работ в этих учреждениях за счет устранения сегодняшнего дублирования учета доходов физических лиц;
· за счет вывода заработных плат и доходов из тени способствовать развитию частного пенсионного обеспечения и фондового рынка.
Порядок расчета пенсий
Расчет пенсий будет производиться по алгоритму (через пенсионные баллы и их стоимость) в соответствии с Федеральным законом № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г., после внесения в последний непринципиального изменения – при определении пенсионных баллов вместо страховых взносов использовать непосредственно выплаты в пользу физического лица, учитываемые в ФНС, с учетом тех особенностей, которые имеются в НК РФ в плане дифференциации налоговой базы НДФЛ и налоговой базы страховых взносов.
Резюме
Пенсионный оборотный налог – это единственный шанс обойтись без повышения пенсионного возраста и обеспечить предпринимателям и их родителям достойную старость, а также избавиться от «теневой» зарплаты и страха наказания за нее.