Найти в Дзене
КотКэт

"Двойник" - как отличить правду от вымысла?

Пытаюсь изменить стойкое мнение, заложенное ещё со школьных времён, что русская классика неподъёмная (в смысле понимания). После прекрасного Чехова прочитала два произведения Достоевского – «Игрок» и «Двойник». Первое – на одном дыхании. Роман интересен не только содержательной стороной, но и историей своего появления. Федор Михайлович-то был тот ещё шельмец! Проигрывался до тех пор, пока не дал жене обещание прекратить азартничать.
А вот «Двойник» заставил понервничать. На протяжении всей повести не покидало ощущение, что читаю Гоголя – страшно до мурашек (кстати, критики действительно прослеживают сходство образов двух авторов). Дело не в мистификации, а в психологизме. Пожалуй, истинную глубину произведения поймут только психотерапевты, а мне понятны лишь верхние уровни смысла. Все мы порой представляем себя в роли другого человека, пытаемся наделить себя другими качествами. Из разряда: «а если бы я был…»
В этой книге гротескный образ двойника главного героя вызывает противоречиву
фото автора
фото автора

Пытаюсь изменить стойкое мнение, заложенное ещё со школьных времён, что русская классика неподъёмная (в смысле понимания). После прекрасного Чехова прочитала два произведения Достоевского – «Игрок» и «Двойник». Первое – на одном дыхании. Роман интересен не только содержательной стороной, но и историей своего появления. Федор Михайлович-то был тот ещё шельмец! Проигрывался до тех пор, пока не дал жене обещание прекратить азартничать.

А вот «Двойник» заставил понервничать. На протяжении всей повести не покидало ощущение, что читаю Гоголя – страшно до мурашек (кстати, критики действительно прослеживают сходство образов двух авторов). Дело не в мистификации, а в психологизме. Пожалуй, истинную глубину произведения поймут только психотерапевты, а мне понятны лишь верхние уровни смысла. Все мы порой представляем себя в роли другого человека, пытаемся наделить себя другими качествами. Из разряда: «а если бы я был…»

В этой книге гротескный образ двойника главного героя вызывает противоречивую гамму эмоций. Вроде, и оправдать его хочется, но в то же время поступки возмущают до крайней точки. Ты понимаешь, что всё происходящее – больное воображение центрального персонажа, но периодически теряешь чувство реальности и уже не можешь отличить правду от вымысла. Какой-то бесконечный лабиринт мнимого и действительного.

«Двойник» - тот самый случай, когда завершая прочтение, ты сидишь в ступоре и пытаешься осознать, что произошло с героями, с тобой и, в конце концов, с автором, выдумавшим такую историю.

Изображение взято из открытых интернет-источников
Изображение взято из открытых интернет-источников