Наблюдательность человека — это его способность подмечать характерные и существенные свойства людей, явлений и предметов. Необходимостью развития наблюдательности является ее важность не только в профессиональной сфере, а также и в жизни в целом.
Зачем развивать наблюдательность?
Наблюдательность позволяет лучше понимать происходящее вокруг нас, видеть то, что скрыто от наших глаз (малозаметные детали) или пытаются от нас скрыть.
Она позволяет замечать схожесть различных объектов, и наоборот видеть различия в схожем.
Развитие наблюдательности помогает не только раскрыть сущность того или иного человека, но и позволяет предвидеть его поведение в будущем.
Развитая наблюдательность помогает за меньшее количество времени оценить ситуацию и принять правильное решение.
Наблюдательность является источником идей и вдохновения во всех областях жизнедеятельности человека. Многие люди творческих профессий, ученые и изобретатели, писатели и художники, своими достижениями обязаны именно собственной наблюдательности и любознательности.
Упражнения для развития наблюдательности.
Упражнение 1
Попытайтесь научиться «видеть» обычные вещи. Думаете, это легко? Попробовав, вы убедитесь, что все не так просто, как кажется.
Возьмите любую обычную вещь, желательно яркую. Пусть это будет красное яблоко, книга или ручка. Теперь внимательно смотрите на выбранный предмет на протяжении некоторого времени. Не просто сверлите его взглядом, а смотрите осмысленно, то есть попытайтесь запечатлеть его в своей памяти. Теперь закройте глаза. Мысленно попробуйте вспомнить размеры этой вещи, восстановите все детали, запечатлите образ в мозге.
Открыв глаза, посмотрите на предмет. Отметьте, чего не хватает представленному образу, и еще раз запомните все подробности. Опять закройте глаза и дополните представление новыми деталями. Затем снова откройте глаза и дополните образ еще не замеченными деталями.
Повторяйте это до тех пор, пока не сможете воспроизвести предмет точно таким, каков он в действительности. Если вы будете практиковаться в этом упражнении, то скоро сможете легко воспроизводить в памяти любую вещь, увиденную вами однажды.
Упражнение 2
Возьмите предмет, который вы уже изучили, и, получив его мысленный образ, отобразите форму и детали его на бумаге. Моделью, естественно, должно быть умственное отображение вещи. Если вы не умеете рисовать, попытайтесь изобразить вещь как сможете.
Главная цель упражнения – не формирование художественных навыков, а развитие наблюдательности. Чем больше вы припомните подробностей, тем удачнее будет выполнено задание.
Нарисовав предмет, посмотрите на него еще раз и проверьте, имеются ли у вас ошибки. Если вы заметили неточность, снова изобразите вещь. Повторяйте это до тех пор, пока не добьетесь точного отображения увиденного. Предмет, служащий вам моделью, меняйте как можно чаще, тогда вы не устанете от однообразия, вам будет гораздо интереснее выполнять это упражнение.
Упражнение 3
Возьмите какой-нибудь предмет и рассмотрите его не в общем, а только детали. То есть воспринимать следует не всю вещь целиком, а отдельные ее составляющие. Лучше всего рассматривать чье-либо лицо.
В целом лицо, конечно, запомнить очень трудно. Однако если всматриваться в детали, обращать внимание на разрез глаз, форму носа или губ, воспроизвести потом в памяти образ человека гораздо проще.
Практикуйтесь чаще: разглядывайте лица попутчиков в автобусе, людей, стоящих в очереди, своих друзей, одногруппников или коллег. Вы убедитесь, что на самом деле лицо каждого человека неповторимо, так как все имеют абсолютно непохожие черты лица.
Перед выполнением упражнения сядьте и попытайтесь описать внешность кого-нибудь из ваших близких друзей. Скорее всего окажется, что, несмотря на то что вы видите его довольно часто, представление о чертах лица имеете очень расплывчатое.
Упражнение 4
Попросите друзей или родственников составить вам компанию. Возьмите несколько вещей (не менее семи), накройте их тканью. Потом снимите ее и сосчитайте до десяти. После этого снова накройте предметы и попросите остальных игроков описать на бумаге эти вещи как можно подробнее. Потом количество предметов увеличивают, постепенно доходя до пятнадцати. Казалось бы, детская забава, однако результат будет ошеломляющий: вы сможете видеть то, чего не замечают другие, практически обретете второе зрение! Игру можно видоизменять. Например, проходя мимо магазинов, старайтесь запомнить все выложенные товары, а потом описать их.
Упражнение 5
Для выполнения этого упражнения вам понадобится помощник. Он должен показать вам карту, а потом попросить назвать ее масть и достоинство.
Карту следует демонстрировать медленно, со временем все уменьшая время, в течение которого вы будете смотреть на нее.
Делайте упражнение до тех пор, пока не сможете определять карту, бросив на нее быстрый взгляд.