Современный мир, с наступлением новой визуальной эпохи, стал, наполнен множеством образов, которые в корне меняют базовые социальные установки человечества. Формируется восприятие окружающего мира через призму стереотипов, поступающих к нам с экрана.
По сути своей эпоха визуализации навязывает ребенку «экран» как средство развлечения и обучения. Не стоит отрицать очевидных плюсов технического прогресса, однако есть и минусы.
Влияние компьютерных игр, телевизора и интернета в целом, во многом зависит от контроля родителей. Бывает, что в силу своей занятости родитель не уделяет должного внимания ребенку, поэтому живое общение заменяется компьютером, телевизором или смартфоном. В действительности, мало кто задумывается о возможных последствиях такого времяпрепровождения.
В настоящее время психологи и педагоги отмечают, что внедрение в жизнь человека средств массовой информации привело к деградации традиционной детской игры, которая играет важную роль в личностном становлении ребенка и развитии его психики.
Если раньше говорилось только о губительном воздействии телевизионного экрана на показатели здоровья человека (например: влияние электромагнитного поля), то сегодня существуют исследования доказывающие, что информация получаемая ребенком с экранов, воспринимается как истина и влияет на формирование социальных установок, мотивацию и поведение. Исходя из этого во многих государствах установлено ограничение на просмотр телепрограмм содержащих насилие, рекламу алкогольной и табачной продукции и тому подобное. Наверняка многие замечали заставки перед началом той или иной передачи, информирующие об ограничении.
Однако предупреждение о возрастном ограничении не всегда останавливают детей, они продолжают бесконтрольно смотреть фильмы и играть в компьютерные игры не подходящие их возрасту и специфике восприятия.
Если проанализировать большинство киногероев с экрана, то в качестве своих целей и мотивов чаще всего они демонстрируют:
1. Удовлетворение своего либидо;
2. Совершение убийства;
3. Спасение своей жизни;
4. Повышение материального благосостояния путем кражи или мошенничества;
5. Выполнение гражданского долга.
Очень редко герои демонстрируют образ порядочного семьянина, отца и матери, мужа и жены. Погружение юного зрителя в искаженный мир формирует скрытые мотивы поведения, а натурализм картин практически размывает грань между действительностью и вымыслом.
Задумайтесь, к чему может привести такое времяпрепровождения для детей?
Детские психологи убеждены в том, что:
1. В жизни дети подражают насилию, увиденному на экранах;
2. Дети склонны переносить роли, увиденные на экране в реальную жизнь и отождествлять себя с агрессорами или жертвами;
3. Дети могут считать насилие приемлемой моделью поведения.
Можно с уверенностью сказать, в современном мире информационная среда, построенная на антигуманных принципах, является мощным отрицательным фактором, провоцирующим агрессивное или иное противоправное поведение детей.
Для того чтобы минимизировать возможные негативные последствия, родителю необходимо:
1. Ограничить время, проводимое за компьютером;
2. Следить за тем, во что играет и что смотрит ребенок;
3. Использовать компьютер с учебной целью;
4. Совместно проводить время, например, за чтением книги, рисованием и т.п.;
5. Чаще гулять на свежем воздухе;
6. Заниматься спортом;
7. Общаться с ребенком.
Таким образом, важным на сегодняшний день является то, чтобы не дать «экрану» оказывать негативное влияние на развитие детской психики. Нужно особую внимательность уделять тому, какая информационная среда окружает не только ребенка, но и его семью в целом. Необходимо показывать положительный пример использования технологий, в целях поиска полезной информации и саморазвития. Больше времени общаться с ребенком, ведь никакая компьютерная игра или просмотр телевизора не заменит живого, эмоционального общения.