В этом году исполнилось 5 лет со дня создания Евразийского экономического союза, членами которого являются Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия. Несмотря на то, что основными членами союза избраны лишь 5 стран, организация имеет отличные перспективы интеграции новых членов.
Так Китай, Куба, Иран и Вьетнам заключили с Евразийским союзом соглашение о зонах свободной торговли, при этом ведутся переговоры о зонах свободной торговли с Монголией, Индией, Египтом, Сербией, Таиландом и Сингапуром. Около десятка стран выражают интерес в сотрудничестве с ЕАЭС, что в общей сложности вытекают в завидную цифру – около 50-ти стран по всему миру заинтересованы в сотрудничестве с данной организацией.
Одной из таких стран оказался Узбекистан. Однако несмотря на то, что президент республики Шавкат Мирзиёев поддержал идею вступления, решающий действий от руководства не поступало. Страна выбрала выжидающую позицию, решив всё хорошенько взвесить, и её можно понять.
Имея суммарный годовой объём внешней торговли, превышающий $ 700 млрд, имея огромный потенциал для сбыта продукции и инвестиций в страны-участницы, (С 2017 по 2019 г. месячный оборот с третьими странами увеличился почти в 2 раза - $41,7 млрд до $69,4 млрд), ЕАЭС всё же имеет много барьеров, оказывающих негативное влияние на полноценное развитие и совершенствование внутреннего рынка. Также создается ощущение, будто некоторые члены союза игнорируют многие положения Договора Евразийского союза и решения ЕЭК (Евразийская экономическая комиссия). Пытаясь продвигать собственные интересы в разрез общих, смысл сотрудничества сводится на нет.
Вопреки всему ЕАЭС всё-таки показывает готовность идти на уступки и разрушать сдерживающие барьеры:
1) Молочной войне конец.
Российское вето на свободное обращение белорусской молочной продукции на российских рынках было снято.
2) Межправсовет смог договориться об отмене Казахстанского вето с решения ЕАЭК, касающегося антидемпингового расследования гербицидов из ЕАЭС
3) Были установлены импортные пошлины для создания равных условий конкуренции отечественного сахара по сравнению с более дешёвым иностранным.
По мнению министра индустрии и инфраструктурного развития Казахстана Романа Скляр страны – члены ЕАЭС должны не конкурировать между собой, а активно развивать совместные производства. «Если есть возможность производить определенные группы товаров совместно, то это лучше всего. Согласованная промышленная политика должна привести нас к промышленной кооперации»
Среди участников же прослеживаются тенденции к «торговой войне» и взаимным санкциям.
Неучастие Узбекистана в Евразийском союзе вызывает некоторые проблемы с функционированием пограничных и таможенных пунктов пропуска между государствами: между Кыргызской Республикой и Узбекистаном существует 21 КПП, 7 из которых запечатаны, другие функционируют с ограничениями. Такая же ситуация с Казахстаном – на границе имеется 11 КПП, но основная часть даже не включает в себя грузоперевозки.
Наконец, участие в ЕАЭС обеспечивает мобильность начисления пенсий для граждан. Трудящиеся в других странах при возвращении на родину будут получать пенсионные накопления от той страны, в которой они работали, всё это даст возможность решить вопрос экспорта пенсий и учета стажа работы в других государствах.