430 лет со дня рождения
(9 января 1590 – 1649)
На протяжении двух столетий Симон Вуэ́ считался одним из классиков французской живописи. Его произведения почти в равной степени с произведениями Пуссена служили образцом для последующих поколений французских художников академического типа, творчество Вуэ́ ставилось в пример.
В 20-м веке оценка творчества Вуэ кардинально изменилась, к художнику стали относиться с пренебрежением, называя его эклектиком и отказывая во всякой оригинальности. Но творческие интересы и возможности художника были исключительно разнообразны, и во многом благодаря деятельности Вуэ и его школы художественная жизнь во Франции получила размах и масштабность.
Симон Вуэ родился в семье художника и поэтому рано приобрел первые навыки в искусстве живописи. По свидетельствам биографов, он уже в возрасте 14 лет предпринял поездку в Англию, чтобы написать там портрет знатной французской дамы, а в 1611 году Вуэ сопровождает французского посла в Константинополь, где пишет портрет султана Ахмеда I и впитывает влечение к «эстетике тканей» – вуалям и тяжёлой драпировке. Однако живописная манера Вуэ окончательно сформировалась в Италии, где он провёл около 14 лет.
В 1613 году Вуэ прибывает в Венецию, где изучает мастерство Тициана, Веронезе, Тинторетто, а на следующий год переезжает в Рим, который был тогда главным центром европейской художественной жизни и притягивал живописцев из разных стран.
В римский период Вуэ находился сначала под большим влиянием творчества Караваджо, что хорошо заметно в самой ранней из сохранившихся работ художника – картине «Рождество Богоматери» в церкви Сан Франческо а Рипа с характерными для караваджистской манеры резкими контрастами светотени. Эффектное, умелое владение светотенью С. Вуэ сохранит на протяжении всей своей творческой деятельности.
Но уже в этой ранней картине Вуэ в отличие от великого Караваджо безразличен к существу сюжета. Для него важнее эффектное построение, пышность и динамизм композиции, богатство драпировок. Вуэ, довольно быстро отойдя от караваджистской традиции, попал под влияние болонского академизма, особенно живописи Г. Рени и Дж. Ланфранко. Художник идет по пути своеобразного компромисса, создавая композиции по образцам итальянского «большого стиля», но используя также отдельные приемы караваджизма.
В Риме Вуэ приобрёл солидную репутацию в художественных кругах. Он пользовался уважением знаменитого итальянского поэта Марино, его творчество ценили кардинал Барберини, ставший позднее римским папой Урбаном VIII. В 1624 году С. Вуэ был избран главой (князем) римской Академии Св. Луки. В 1626 году он женится на Виржинии да Веццо (ок. 1606–1638), юной римлянке, которая была его моделью и ученицей, а позже – талантливой художницей и матерью его десяти детей.
В 1627 году в судьбе Вуэ происходит решительный перелом: его приглашают ко двору Людовика XIII. И с этого момента, получив специально для него созданное почётное звание «первого живописца короля», С. Вуэ становится излюбленным официальным художником Франции. Вуэ исполняет значительные декоративные работы во дворцах Лувра, Люксембурга, Сен-Жермена, пишет картины самых разных жанров. Король Людовик XIII брал у него уроки рисования и любил смотреть, как он работает. Лишь пребывание в Париже великого Пуссена слегка поколебало его почти двадцатилетнюю монополию в художественной жизни Парижа.
Вуэ был призван во Францию, чтобы возглавить французскую художественную школу, поднять ее значение и авторитет в Европе. И он прекрасно справился с этой задачей, направив всю свою незаурядную активность на создание парадного искусства французской монархии. Влияние Вуэ на французскую живопись было очень значительным. Художник был наделён счастливой способностью браться за разрешение задач самого разного рода, его дарование было необычайно гибким.
Работал мастер быстро и легко. Кроме того, Вуэ удалось вдохновить целое поколение талантливых учеников, которые по-своему продолжили его путь. Судя по всему, он был прекрасным педагогом, через мастерскую Вуэ прошли такие художники, как Ф. Перрье, Э. Лесюэр, П. Миньяр, Ш. Лебрен, будущий глава французской художественной школы при дворе Людовика XIV.
В Париже Вуэ занимается в основном исполнением заказов на большие алтарные картины для различных парижских церквей и монастырей. Пожалуй, самая известная из работ такого рода – картина «Принесение во храм», заказанная в 1641 году всесильным герцогом Ришелье. Произведение отличает типичная для барокко композиция с подчеркнутой диагональю, уравновешенная вертикальными линиями архитектуры. Цвет, как всегда в полотнах Вуэ, яркий и холодный. В подобных композициях мастер близок болонскому академизму.
В это же время С. Вуэ пробует свои силы в картинах на религиозные и аллегорические сюжеты, которые являются наиболее оригинальной и привлекательной для нас частью его наследия. Особенно много аллегорических панно Вуэ исполнил для украшения королевских дворцов. К их числу относится известная серия декоративных панно, хранящихся теперь в Лувре. В этих работах Вуэ гораздо свободнее в трактовке света и цвета, он обращается к наследию венецианской школы, и его светлые, холодные краски иногда напоминают палитру Веронезе.
Конечно, живопись Вуэ можно назвать эклектичной, поскольку художник с легкостью сочетает приёмы из самых разных источников. Эффектное, энергичное противопоставление светлых и темных масс, единый мощный круговой ритм, который пронизывает композицию, обилие вздымающихся пышных драпировок, тяжеловатые «атлетические» пропорции фигур, их характерные маньеристические силуэты, прихотливые позы и повороты, грациозная линейная стилизация (особенно хороши склоненные женские профили с удлиненным, чуть вздернутым носом и изящно изогнутые кисти рук), клубящиеся облака, которые словно разбивают четкие линии архитектуры, – все это своеобразные приметы манеры Вуэ, которую не спутаешь ни с какой другой.
Кроме того, Вуэ был наделён способностью менять манеру своего письма в зависимости от поставленной перед собой задачи, иногда художник предстает перед нами с неожиданной стороны. Так, в последнее десятилетие историки искусства приписали кисти Вуэ целый ряд великолепных портретов, изображающих не знатных и высокопоставленных персонажей, но людей, как мы бы теперь сказали, «богемного» склада. Портреты написаны в очень свободной и живописной манере и свидетельствуют о том, что Вуэ хорошо усвоил уроки венецианского колоризма. Французская художественная школа всегда славилась замечательными портретистами, и Вуэ занимает теперь среди них достойное место.
Однако самый значительный вклад С. Вуэ внёс в декоративную живопись своей эпохи. Художник ввел во французской школе характерный для итальянского барокко тип иллюзионистической декорации и положил начало традиции, которая господствовала во Франции почти целое столетие. Самый известный из декоративных ансамблей Вуэ – фрески в отеле Сегье (1638–40), где художник выполнил росписи капеллы, библиотеки и нижней галереи. Не сохранившаяся фреска в капелле отеля Сегье на сюжет «Поклонение волхвов» изображала парадную процессию, фигуры были расположены в виде своеобразного фриза по краю свода, так что создавалось впечатление, что они стоят прямо на карнизе. К сожалению, все декоративные работы Вуэ постигла печальная судьба – с течением времени они погибли и известны теперь лишь по гравюрам. И нельзя забывать о том, что в истории декоративной живописи Франции росписи Вуэ – необходимое связующее звено, занимающее место между росписями школы Фонтенбло и декоративными ансамблями Лебрена.
В поздний период Вуэ был настолько занят заказами, что это стало сказываться на качестве его живописи. Он часто впадал в схематизм, а краски утратили свою прежнюю силу.
Вуэ умер в осаждённом Париже (это была эпоха Фронды) в 1649 году. Его слава со временем померкла. В XIX веке он был почти забыт. Лишь в ноябре 1990 года в Гран-пале состоялась первая посвящённая ему выставка (к 400-летию со дня рождения), эта выставка вернула Вуэ его славу и подлинное, достойное место в истории мировой живописи.