Найти тему
Владислав Мищенков

Вещи из СССР. Станковый ркзак "Ермак".

Фото автора.
Фото автора.

Здравствуйте уважаемые подписчики и читатели. Хочу немного вспомнить времена СССР. Тогда тоже умели делать качественные и удобные вещи. Сегодня хочу показать вам станковый рюкзак "Ермак".

В 70-х годах самым популярным туристическим рюкзаком был Абалаковский рюкзак.

Абалаковский рюкзак. Фото из свободных источников.
Абалаковский рюкзак. Фото из свободных источников.

Этот рюкзак был недорогим и выпускался массово, потому и был практически самым популярным во времена СССР. Но имел большие недостатки в удобстве загрузки и разгрузки, переноски. Рюкзак нужно было уметь правильно загрузить. Спина упиралась в заднюю стенку рюкзака, потому к задней стенке надо было располагать мягкие плоские вещи. при полной загрузке рюкзак превращался в пузатый прямоугольник, который при переноски заставлял наклоняться вперед и сильно нагружал плечи. Весь вес приходился на лямки рюкзака. Также проблематично было закрепить что то снаружи рюкзака. Только под верхний клапан можно было подсунуть палатку или спальный мешок.

Абалаковский рюкзак шился из толстого брезента, потому имел приличный собственный вес и слабую защиту от осадков. Горловина рюкзака затягивалась шнуром, что не способствовало нормальной защите вещей от влаги.

И вот, наконец, промышленность СССР освоила выпуск совершенно новой модели рюкзака, станкового. Рюкзак назывался "Ермак".

Рюкзак Ермак. Фото из открытых источников.
Рюкзак Ермак. Фото из открытых источников.
Рюкзак Ермак. Фото из открытых источников.
Рюкзак Ермак. Фото из открытых источников.

Рюкзак представлял из себя раму, сваренную из алюминиевых трубок, к которой крепились плечевые лямки, поясной ремень и собственно рюкзак из брезента. За счет наличия пространственной рамы и поясного ремня нагрузка равномерно распределялась на плечи, спину и ноги, что очень облегчало переноску. Рама контактировала со спиной в двух местах через широкие упорные тканевые полосы , которые в небольшом диапазоне регулировались по высоте. Так рюкзак можно было подстроить под индивидуальное строение тела. Нижняя полоса обычно упиралась в спину в районе поясницы, а верхняя немного ниже лопаток. Так как ни рама, ни рюкзак со спиной не контактировали, то отпадала необходимость размещать мягкий груз возле задней стенки.

У меня была уже более продвинутая версия, сшитая из толстого и прочного нейлона, который был абсолютно непромокаемым и хорошо защищал вещи от намокания.

Фото автора.
Фото автора.

Под внешним клапаном на горловине был пришит тканевый тубус (красного цвета), что так же защищало вещи.

Фото автора.
Фото автора.

Внутри рюкзак был разделен отстегивающейся перегородкой на две части, две трети сверху и одна треть снизу. Это облегчало доступ к вещам без разгрузки рюкзака. Для доступа в нижнее отделение бал предусмотрен наружный клапан на молнии.

Фото автора.
Фото автора.

На наружных поверхностях пришиты пять карманов. Один объемный карман на задней поверхности под внешним клапаном. Плоский карман для документов на клапане. Один длинный карман на правой боковой поверхности и два, разных по размеру кармана, на левой поверхности.

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

Тубус стягивался шнуром, а внешний клапан закреплялся шнуром за кольца к раме. Карманы застегивались на металлические молнии. Сам рюкзак крепился к раме с помощью шести штифтов законтренных пружинными кольцами, что позволяло снять рюкзак с рамы для стирки.

Фото автора.
Фото автора.

В нижней части рамы имеется место для наружного крепление спальника или палатки.

На фото мой рюкзак уже в переделанном виде после долгой эксплуатации. Рюкзак опущен вниз до конца рамы. Верхняя дуга обрезана. В таком виде рюкзак стал более удобным. При штатном размещении рюкзака вверху рамы есть сложности с установкой рюкзака на земле, необходимо прислонять рюкзак к дереву и довольно высокий центр тяжести вызывает дискомфорт при передвижении в горных условиях. Верх рамы также мешает при движении в лесу, цепляется за ветки.

С начала рюкзак использовался для коротких походов в лес, для переноски резиновой лодки для рыбалки, для поездок на море с палаткой.

Основное испытание рюкзак прошел во время похода в 1986 году из пос. Учкулан в Приэльбрусье по долинам рек Учкулан, Гвандра, Джалпакол до перевала на горе Джалпакол на высоте 3,5 тыс. метров и обратно. Перевал пройти не получилось из за сильного снегопада.

пос Учкулан. Начало маршрута. Фото автора со штатива. Автор второй слева.
пос Учкулан. Начало маршрута. Фото автора со штатива. Автор второй слева.
Долина реки Учкулан. Автор статьи. Май 1986 года.
Долина реки Учкулан. Автор статьи. Май 1986 года.
Предоление моренного вала. Высота над уровнем моря примерно 2,5 тыс. метров.
Предоление моренного вала. Высота над уровнем моря примерно 2,5 тыс. метров.

В этом походе рюкзак показал все свои достоинства по сравнению с абалаковским. Удобство переноски, правильное распределение нагрузки, вместимость, хорошая влагозащита. В конце похода при падении по сварочному шву поперечной перекладины появилась трещина и выскочили из своих отверстий две вертикальные спицы. Но это не повлияло на возможность использования рюкзака. Дома рюкзак был отремонтирован доступными в те времена средствами, капроновый шнур и эпоксидная смола. Во время дальнейшей эксплуатации никаких поломок не было.

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

Позже поясной ремень из стропы был заменен ремнем, сделанным из автомобильного ремня безопасности. На фото черного цвета. Рюкзак пригодился и не так давно. В 2016 году я ездил с ним на море в пос. Веселовка Тамань. Перед этой поездкой рюкзак был немного подремонтирован, зашиты мелкие порывы по швам. После поездки уже была обрезана верхняя часть рамы. Рюкзак в полной боевой готовности стоит в шкафу. Сейчас я пользуюсь другим рюкзаком Cascade 45M кампании "Сплав", который позволяет с помощью креплений типа Молле скомпоновать подсумки под определенные нужды. Об этом рюкзаке и других удобных и современных принадлежностях для походов я расскажу в специальной статье.

Всем удачных походов, хорошей погоды и новых впечатлений!