Как это часто бывает, мы заранее ничего не разузнали. Все, что я знал – это то, что в лесу под Ахеном есть танки. В выбранный для этой поездки день изучать карты уже не было времени, солнце в январе восходит поздно, а заходит рано, потому надо было торопиться, ведь неизвестно, сколько придется ходить по лесу.
Поэтому мы подъехали как можно ближе к Брандервальду, оставили машину и пошли пешком. Кстати, как потом оказалось, даже сюда на машине было нельзя, так что нам повезло, что ее не эвакуировали. Само местечко в пригороде Ахена – идиллия с небольшими загородными домиками, пасущимися лошадьми и тишиной, нарушаемой только трелями птиц.
Мы тут же наткнулись на запрещающие знаки и плакаты, поведавшие о том, что мы входим на территорию, где проводятся военные учения, к тому же лес заражен мотыльками, способными вызвать дерматит, поэтому то тут то там висели таблички, призывающие не сходить с дорожек и не углубляться в лес.
Помявшись немного возле знака, запрещающего проход, мы все же решили на свой страх и риск идти дальше – зря что ли проделали такой путь… Лесной массив Брандервальд действительно представляет собой военную тренировочную базу – повсюду можно встретить траншеи, укрытия и бетонные сооружения не совсем понятного назначения.
Поначалу было немного стремно, но за первые пятнадцать минут на мину мы не наступили, от пули снайпера не пали, и даже самый захудалый патруль за нами не выслали.
Правда, показавшаяся вдалеке фигура заставила волноваться и выдумывать объяснения, с какой целью мы сюда пробрались, но оказалось, что это просто местный житель выгуливал собаку, после этого мы почувствовали себя совсем вольготно.
Кстати, таких собачников, да и просто людей, совершающих пробежку, мы встретили около десятка, так что, видимо, все эти запреты не такие уж и серьезные. Минут через тридцать мы, наконец, увидели его – M41 Walker Bulldog, легкий американский танк, выпускавшийся в течение 1950-х годов Кадиллаком.
США поставляли его в ФРГ, так что неудивительно, что он находится здесь. Где-то читал, что танки под Ахеном остались с войны, и это заблуждение, так как все они послевоенной и разработки, и сборки.
Для испытаний противотанковых снарядов их явно не использовали, так как никаких следов на них нет, скажем, как на Тигре, находящемся под Истрой, видимо, они просто участвовали в маневрах. Правда, почему остались там, в Брандервальде, не совсем понятно. Может быть, вышли из строя, но сразу три на расстоянии пятидесяти метров друг от друга…
Совсем рядом с Бульдогом, чуть вглубь леса, стоит американский средний танк M47 Patton. Он тяжелее Бульдога вдвое, выпускался в первой половине 1950-х годов, всего Бундесвер получил от США больше тысячи таких танков.
Если пройти еще чуть в лес (мы решили не бояться мотыльков), то можно наткнуться на второй Паттон, который какой-то умелец засадил в грязь по самую башню…
…а если прогуляться еще минут десять по лесу – увидеть охраняющий поле третий M47.
Там же, в Брандервальде сохранились остатки Западной стены или Линии Зигфрида, но солнце уже клонилось к закату, поэтому мы оставили ее до следующего раза…