Найти тему

Как мы искали школу для нашего особого ребенка

Школа Вари - это переломный момент в нашей жизни.

Когда Варе было 5 лет, врачи сказали, что учить в школе ее нет смысла. Для нас это был конец, точка. Потому что всё, что ты делаешь для ребенка с отставанием в развитии до 7 лет, направлено на то, чтобы он пошел в школу. И тут, как обухом по голове.

Мы начали искать. В Братске мы перепробовали и индивидуальные, и групповые занятия. Многое помогало. Некоторые честно говорили, что научить нашего ребенка не смогут. Помощь была, но точечная, так как законодательно не было установлено где, как и сколько учить таких детей.

И мы решили перебраться в Иркутск, потому что уже начали ходить слухи об инклюзивном образовании, об отмене понятия “необучаемые” дети и т. д. Почему именно в Иркутск? Потому что внедрять законодательные новшества начинают со столицы, а потом и в региональных центрах. Москва была для нас не вариант (очень много людей и шума), поэтому выбор пал на Иркутск.

-2

В Иркутске я начала обивать пороги школ. Реформа инклюзивного образования набирала обороты. От идеи общеобразовательной школы мы отказались, прожив один год в Иркутске. Дело в том, что у Вари за это время произошел прорыв в лечении. Она заговорила! Нам помогли иркутские специалисты! И вот именно когда она заговорила, мы поняли, насколько долог будет ее путь в познании жизни. В 6 лет она только его начала. Стала задавать вопросы, интересоваться происходящим вокруг. Мы услышали, что она нас понимает, потому что она стала разговаривать с нами!

И я начала присматриваться к коррекционным школам. Оказалось, что они - все разные! Как и дети в них обучающиеся. Это было долго, тяжело. Как-нибудь я расскажу об этом. В некоторых меня напрямую спрашивали: “Вы что, сами коррекционку окончили? Ребенка сюда запихать хотите”. Но, в целом, навстречу шли, предлагали пробовать. И мы пробовали. Подготовительные курсы, индивидуальные занятия. В итоге на ПМПК (комиссия перед школой для детей с отставанием в развитии) нам дали направление в школу, где будут сформированы классы для детей, которые раньше считались необучаемыми.

Школа оказалась бывшим интернатом, который переоформили под коррекционку. Здание постройки 190.. года, темные мрачные стены, истертые полы и пороги… Я не знала, как приведу сюда Варю и скажу, что теперь ты будешь здесь находиться каждый день.

Но, когда я познакомилась с людьми, которые там работают, многое стало на свои места. Низкий поклон всем работникам системы коррекционного образования! Они, как корабль надежды для нас - родителей детей-инвалидов.

В первый класс
В первый класс

Познакомившись с учительницей Вари - Анной Евгеньевной - я поняла, что доверить ей ребенка смогу.

Первый день в школе помню, как сейчас. Я осталась помогать Анне Евгеньевне. Детей в классе 6, но каждый со своими особенностями, которые учителю еще только предстояло узнать. Поражаюсь ее выдержке: за весь год работы я ни разу не видела гнева на ее лице и не слышала повышенных тонов в голосе.

Итак, в первый день нам предстояло объяснить детям, которые не знают и не понимают время, что в классе мы находимся полчаса, потом перемена. Что за столом нужно сидеть и выполнять задания учительницы. По их поведению мы должны были понять, хотят ли они в туалет, пить или что-то ещё. Я все время наблюдала за Варей, насколько ей все непонятно и незнакомо, как она мечется и не знает, как попасть отсюда домой.

После второго урока нужно было всех собрать, одеть и отвести в столовую в другой корпус. Это оказалось не сложно. Труднее было в столовой. На входе дети растерялись: столько людей и шума. Почти все закрыли уши руками и встали, как вкопанные. Мы с учительницей стали каждому мыть руки и усаживать за стол. Кто-то поел сам, кого-то Анна Евгеньевна накормила, кто-то не ел ничего, как Варя. Мне кажется, она вообще не поняла, что в тарелке - это каша, а в стакане - это какао. Настолько она была растеряна и не обращала внимания ни на что вокруг.

Первые 2 недели я оставалась с Варей в школе каждый день. Потом еще месяц я привозила ее и ждала в коридоре, показываясь на глаза сначала на каждой перемене, потом через перемену, а затем после уроков. А потом Варя заболела. На целый месяц. После пришлось начинать все с начала.

-4

Со второй четверти, благодаря диалогу родителей и руководства, в школе организовали автобус, который утром собирал детей по городу и вез в школу. Варе он понравился. Я отводила ее на остановку, передавала сопровождающему, она махала мне рукой и ехала в школу.

Школа находится за 10 км от нашего дома, поэтому мы были несказанно рады. У меня в то время была годовалая сестра Вари на руках, поэтому возможность не ездить с утра 20 км меня очень разгрузила. А из школы мы добирались на автобусе через полгорода, но часто нам помогал дедушка и забирал Варю. Весной мы купили машину, и стали ездить из школы с большим комфортом.

Первый класс дал очень много в плане дисциплины, принятия другого места и других людей. Каждое утро мне приходилось уговаривать Варю идти в школу (очень помогало ожидание автобуса), мы ходили не каждый день, но, все равно результат был. Смотрю на рисунки и поделки ее до школы и после первого класса: раньше она практически не рисовала, а за первый год в школе изрисовала 4 толстых альбома. Научилась считать до 5! До школы она повторяла за нами цифры, считала до 3, но понимания “сколько вместе” у нее не было. В 1-м классе это пришло. Спасибо Анне Евгеньевне! Ее ежедневный труд дал мощный толчок к развитию Вари.

Варя до сих пор помнит свою АнГеньевну, целует телефон, когда ей фото показываю)))

-5

А второй класс у нас начался в новой школе. Анна Евгеньевна пошла на повышение. Мы за нее очень рады))) А в нашем районе открылась новая школа. Вся такая сверкающая, чистая, яркая и задорная. Варя туда ходит с радостью.

Новая учительница Вари - Татьяна Андреевна. Варя пишет ей сообщения в Вайбере: “Варя❤️” отправляет свои рисунки и смайлики)) У них настоящая дружба. Мы на Татьяну Андреевну молимся, потому что Варя готова ходить в школу каждый день)))

-6

Да, я бросила всё, что было у меня в Братске: классную работу, карьеру, незабываемых коллег, хороший заработок. Но моя Варя в Иркутске начала говорить, ходить в школу, научилась считать, складывать и вычитать, писать свое имя, называть свой возраст и впервые сказала: “Мама, я тебя люблю!”.

Всё не зря в этой жизни.