Вот периодически бывает у меня такое: жду, что фильм будет соответствовать ожиданиям, а он не просто их превосходит, а улетает куда-то в космос. И особенно это неожиданно видеть от режиссера, которого еще недавно крыл последними матюками. Итак, я увидел один из мощнейших антивоенных манифестов не только за последние годы, но и вообще в истории. И это внезапно оказался отчасти комедийный фильм о мальчике-нацисте и его воображаемом лучшем друге Адольфе Гитлере.
Этот фильм – тот случай, когда трейлер сильно обманывает ожидания, но ты совершенно этим не возмущен. По трейлерам я ожидал глумную пародийную комедию, высмеиващую клише военных фильмов и всякого детского кино о дружбе.
К сожалению, я не могу вставить трейлер фильма в этот блог, поскольку в нем содержится символика, за которую могут в России оштрафовать. Ищите сами. И эта ситуация просто нелепейшая, но об этом поговорим чуть ниже.
Итак, по сюжету фильма главный герой – десятилетний мальчик, который живет в Германии в 1940-е. Его отец на войне, и ребенка воспитывает мать, которую сыграла Скарлетт Йоханссон. Мальчик – фанатичный последователь идей гитлер-югенд: не снимает нацистскую форму, верит сказкам про рога и змеиную чешую у евреев, но самое главное – у него есть воображаемый друг… сам Адольф Гитлер!
И казалось бы, разве можно чего-то серьезного и глубокого ждать от такого фильма? Но после нелепой и легкой буффонады в самом начале фильм внезапно в середине меняет тон и становится все более и более серьезным, доходя в концовке до эмоционального пика.
И в какой-то момент ты понимаешь: это не лайтовое пародийное кино, это серьезная умная драма, жесткое высказывание против нацизма, против зомбирующей пропаганды и особенно против войны.
Фильм дает нам понять, что есть вещи поважнее идеологических разногласий, приводящих к войне. Дает понять, как война глупа, нелепа и бессмысленна.
Это антивоенное высказывание работает сразу на нескольких уровнях. Во-первых, оно подчеркивается гротексностью ситуации. Во-вторых, классными персонажами. Ну и в-третьих, комедийной частью фильма. Шуточные и глумные моменты при правильном подходе сильнее оттеняют серьезные и драматичные. Вот вроде бы нам показывали веселого прыгающего Гитлера в шортиках, и вот уже… впрочем, не буду говорить, что там было, пусть вам сюрприз будет.
И в какой-то момент я понял, что мне напоминает «Кролик Джоджо». Еще один фильм о Второй мировой войне, нацизме, холокосте. И тоже с большим количеством комедии, особенно в первой части. Я говорю о фильме, который даже по прошествии 19 лет после моего первого просмотра остается у меня самым любимым. Для меня это по-прежнему кино номер один. Я говорю о «Жизнь прекрасна».
Конечно, «Кролик Джоджо» не заставил меня рыдать в подушку, как шедевр Роберто Бениньи, но слезу все-таки в одном моменте вышиб. Я всем настоятельно рекомендую его посмотреть.
Все-таки удивительно складывается судьба. Я еще вчера презирал Тайку Вайтити за запоротый на мой взгляд фильм «Тор: Рагнарек». За его неуместные шуточки и кривляния. И вот я посмотрел его свежее творение и люблю его так же сильно, как ненавидел «Тор: Рагнарек». Вайтити показал, что умеет шутить уместно и правильно. И не только шутить, но и в нужных местах выдавать эмоции.
Вообще если судить о фильме глобально, то он даже не столько о войне и нацизме, сколько о доверчивости людей пропаганде. О том, что люди гораздо важнее идей. О том, что некоторым очень важно вышвырнуть из жизни и из головы своего личного воображаемого Гитлера.
Теперь же я хочу поговорить еще об одной важной вещи. Дело в том, что в России этот фильм не выходил в прокат вообще. Конечно, прям подмывает написать что-то о поганом Минкульте и цензуре, о монополии Мединского на военное кино… Но проблема в том, что сами создатели фильма не подавали заявку на прокат в России.
Впрочем, причины вполне понятны. В 2019 году у нас запрещали к прокату «Смерть Сталина», затем выпускали кастрированную версию байопика «Рокетмен» об Элтоне Джоне, из которого совершенно безосновательно вырезали ряд важных сюжетных сцен, потому что они, видимо рушили чью-то хрупкую маскулинность. Видимо, продюсеры «Кролика Джоджо» решили лишний раз не связываться с поехавшими. И, вполне возможно, не зря.
У нас уже на стадии трейлеров некоторые граждане возненавидели фильм и устраивали в соцсетях истерики об оскорблении чувств ветеранов, об оправдании фашизма, о том, что их деды-участники войны с утра встали, зашли в ютуб и увидели этот гадкий трейлер и им стало плохо. Ну ладно, я может, утрирую, но тон примерно такой был. Хорошо, что главный кинообзорщик-адепт святой советской истории не стал высказываться о фильме до его выхода, а то бы его паству заранее разорвало от праведного гнева.
А в итоге вышел самый антивоенный фильм последних лет. У нас в России каждый год выпускается по нескольку фильмов о Великой отечественной войне. Думаю, их общий хронометраж уже превысил длительность самой войны. Но при этом за фильмами о бравых воинах-победителях создатели упускают одну важную вещь. Что главный посыл фильмов о войне – это не «можем повторить», а «больше никогда». И внезапно фарсовая комедия режиссера «Реальных упырей» справляется с этим посылом лучше большинства эпичного отечественного кино.
Ну и в конце хочу затронуть еще одну вещь. Не исключено, если бы фильм вышел у нас в России, с ним бы возникло множество проблем. Дело в том, что в кино неоднократно показываются крупным планом атрибуты нацистской Германии: орлы и главное – свастика.
У нас битва за память ветеранов дошла до такой клинической стадии, что любое упоминание свастики может рандомно привести к серьезным проблемам. Так, например, недавно хотели оштрафовать человека, разместившего у себя на странице фотографию с парада Победы, на котором советские солдаты бросали на землю фашистские знамена. Фотография эта даже использовалась на учебнике истории. Но на ней доблестные бойцы с экстремизмом тоже нашли свастику.
А еще недавно едва не осудили другого человека за публикацию «свастики» из живых людей. Вот такой свастики:
Это число «55», в которое выстроились студенты Пензы в честь 55-летия полета Юрия Гагарина в космос. Мне добавить нечего.
Хотя нет, есть чего. Если за свастику людей подвергают репрессиям. Если свастика вызывает у них трепет и страх. Если любое изображение свастики вызывает панику и срочные требования ее убрать. То все это значит, что свастика добилась своей цели. Уважаемый Роскомнадзор, центр Э, военно-историческое общество и кто бы там еще за это ни отвечал. Пожалуйста, перестаньте бояться свастики. Это всего лишь восемь прямых черточек. Она вас не съест. Если человек ее увидит, он не преисполнится идеями Гитлера. Если человек ее изобразит, он не пойдет убивать славян и евреев. Это всего лишь знак, не бойтесь его.
И «Кролик Джоджо» показывает в том числе и это. В фильме свастика просто необходима как элемент сатиры и глума (особенно смешным был момент с занятий гитлер-югенд в летнем лагере). И ее изображение ВЫСМЕИВАЕТ нацизм, а не оправдывает его.
К счастью, с этим маразмом начали потихоньку бороться. В декабре был подписан закон о разрешении «нацистской символики и атрибутики в науке, искусстве и литературе, если в них нет пропаганды или оправдания нацизма».
Но я на всякий случай еще буду закрывать свастику логотипом роскомнадзора. Ну потому что закон-то закон, но кто знает, вдруг в картинке все же усмотрят пропаганду или оправдание нацизма.
«Кролик Джоджо» - один из лучших фильмов 2019 года и просто обязателен к просмотру.
P.S. Пишите в комментариях: смотрели ли «Кролик Джоджо» вы? Понравился ли он вам?