Еще до революции был построен пароход Н.В.Гоголь, за это время ему пришлось поучаствовать в двух войнах, перевезти десятки тысяч пассажиров, пройти множество ремонтов и остаться работать на воде по сегодняшний день.
Колесные пароходы – большая редкость. Практически все сданы в металлолом. Остался только один действующий Гоголь. Раньше колесники можно было встретить на Амуре, на Сибирских реках, да и во многих регионах страны. Сейчас же нам посчастливилось увидеть его в Архангельске.
Построили его в 1911 году на Сормовском заводе, что в Нижнем Новгороде. Дальше на нем осуществляли перевозки из Вологды в Архангельск. Но недолго, пришлось вскоре принять участие в гражданской войне. После чего отправили в разобранном виде в Петроград на ремонт.
После чего вернулся на рейс. Ездили на нем и стар и млад. Крестьяне могли проехать с коровами и лошадями на палубе. Но вскоре пришлось снова перенести плановый ремонт, где от старого парохода осталась только паровая машина. Корпус поменяли…
Во времена Великой Отечественной войны служил плавучим госпиталем. А потом вернулся на линию. Так и возил пассажиров от Устюга до Архангельска, пока его не захотели сдать в металлолом. Но ему повезло, выкупил завод «Звездочка» и катал круизы по Двине для сотрудников.
В 90-е годы его сильно перестроили под современные требования для круиза. Новые каюты с удобствами. Но старая часть тоже осталась. Сейчас там 29 кают на 53 пассажира. Внутри как настоящий музей.
До недавнего времени так он и возил туристические круизы от Котласа до Архангельска. Управлять им не так просто, поскольку он зависим от ветра. А на Северной Двине очень много мелей летом, так что пароход не всегда может пройти. Вообще рейс в одну сторону занимал 4 дня. Так как скорость небольшая - всего 18км/ч.
Техническая сторона: длина 70 метров, ширина 14, осадка 1.4. Мощность 380 сил. Запас хода 6 дней. Вначале пароход работал на дровах. Расход такой, что заплачешь. 40 кубов в стуки! Для примера тракторная телега дров - 5 кубов. Приходилось на каждой стоянке грузить новую партию, да еще заготовлять заранее.
Из-за этого его переделали под мазут. Так проще и экономичнее. На нем он ходит и сейчас. Это настоящий музей и памятник живой истории. Сейчас тоже можно побывать и прокатиться. Но мы попали в неподходящий день.
Подобные пароходы есть и заграницей, где туристов катают за сумасшедшие деньги. Хотя и на нашем пароходе тоже недешево. Аренда на сутки стоит почти 600 тысяч рублей! Но можно и просто побывать на нем - в 600 раз дешевле.
В общем, хорошо, что Гоголь еще ходит по Двине, иначе бы его постигла участь многим других пароходов.
В следующий раз расскажу о Северной Двине, и о том, почему на такой великой и большой реке всего три моста. Подписывайтесь, чтобы не пропустить!
Самые свежие фото и то, что не попало в блог смотрите в Instagram @di_artphoto и ищите skazkatravel в Telegram.
Публикации из этого путешествия:
Заглянул в коммуналку в деревянном дворце 19 века.
Зашёл в музей деревянного зодчества и удивился как жили люди 200 лет назад.
Погулял по улицам Архангельска и нашел место с 500 рублевой купюры.