Найти тему
Бургэд Тэнгэри

Подземный бог Эрлик-ханЭрлик хан

Подземный бог Эрлик-хан

Эрлик хан
Эрлик хан

21 - 23 декабря Почитание Солнца (Зимнее солнце стояние). В этот день, возрождается Солнце – день считается самым коротким днем в году, ведь после него световой день начинает увеличиваться, хотя впереди будут еще долгие холодные дни. Шаманы обращаются к солнцу, на рассвете, читая молитвы и брызгая молоко. Днем, устанавливают ель, (дерево нижнего мира), ее обязательно срубают грубо, тупым топором, украшают разными цветными тряпицами, (так готовятся к обряду, почитая Эрлик хана). Под ночь начинают молебен, предлагая Эрлику угощения. Эрлик по силе равновелик Ульгеню, он принимает не менее активное участие в творении мира, чем Кудай (Ульгень). В шаманских призывах к Эрлику обращаются как к отцу «адам Эрлик». От Эрлика люди получили бесценный дар — искусство проникновения в другие миры. Первый кам (боо) принял свой дар и бубен от Эрлика. Эрлика почитают с наступлением ночи.

-2

"Справка: Эрлик (монг. Эрлэг; Эр-Каан (южноалт. Эр-Каан), Ирлік(-хан) (хак. Ирлік)) — в тюркской и монгольской мифологии владыка подземного мира, высший правитель царства мёртвых.
Фигура Эрлика более универсальна, чем фигура Ульгеня, она широко распространена в верованиях почти всех тюрко-монгольских народов, как шаманистов, так и ламаистов. Имя Эрлик встречается уже в древнетюркских рунических памятниках. Предполагается, что это имя восходит к древнеуйгурскому представлению об Эрлик-кагане — владыке ада".

Эрлик в мифологии алтайцев.
По представлениям камов (шаманов), у Эрлика чёрные, густые, кудрявые волосы, спускающиеся на плечи, большие чёрные усы, которые он закладывает за уши, длинная до колен борода. Одевается он в семь медвежьих шкур, спит на семи чёрных бобрах. Меч его сделан из зелёного железа, а чаша из человеческого черепа. Ездовым животным Эрлика является могучий чёрный бык, которого он погоняет вместо плётки луновидным топором.


Подземный мир Эрлика находится на западе и начинается с земной щели, которая является дверью в него. По некоторым представлениям этот мир состоит из девяти слоёв или ярусов, на которых живут сыновья Эрлика. Алтайцы почитают всех сыновей Эрлика, знают их имена и совершают им жертвоприношения родового характера[источник не указан 243 дня]. В нижнем мире тоже есть солнце и луна, но они светят тускло, поэтому там царит вечный полумрак. У входа в нижний мир есть чёрный пень, котёл с кипящей водой. Имеются там обширные болота, озеро, наполненное слезами людей, красное озеро, образовавшееся из крови убитых или случайно смертельно порезавшихся, а также самоубийц. Далее — бездонное чёрное озеро с мостом из одного конского волоса. За чёрным озером расположена область умерших предков. За местом обитания умерших предков в подземном мире живут дочери Темир-кана, первого сына Эрлика. Сам Темир-кан живёт здесь же в большой юрте, рядом с которой стоит коновязь.


Живёт Эрлик во дворце из чёрной грязи или синего (чёрного) железа на берегу реки Тойбодым из людских слёз, через которую перекинут мост из одного конского волоса. Его стерегут чудовища — дьутпа. У дворца стоят караульные — слуги Эрлика (эльчи) с багром (кармак).

-3

Согласно основной легенде в буддизме: Жил когда-то на свете просветленный монах Эрлик. Долгие годы истязал он себя аскезой и лишениями, и достиг наконец высочайшей степени святости, буквально в нирвану мизинцем левой ноги вступил. И тут случилось Эрлику стать свидетелем преступления: несколько бандитов украли и зарезали быка. Взыграло сердце ретивое - но свистнул меч грабительский, и упала наземь голова просветленного монаха. Но накопленной силы оказалось столько, что даже лишение головы не смогло убить Эрлика. Насадил он на обрубок шеи голову только что зарезанного быка. Видимо, накапливая магическую мощь, переродился аскет, стал чем-то иным - чем угодно, но не человеком. А после смерти превратился монах в демона. В чудовище, возненавидевшее людей в целом, сколько и каких их ни есть на белом свете. Практически бессмертную и почти неуязвимую тварь. Много зла успел причинить бывший монах людям... Его одолел дух по имени Ямандаг - "победитель смерти", и сбросил в подземное царство. Но боги учли прежние заслуги Эрлика: на том свете он стал одним из владык мира мертвых, хотя и не самым главным, и судьей людей в их посмертии. Над Эрлик-ханом стоит лишь Яма - бог смерти как таковой, Костлявая во плоти.

Дхармапала, «владыка смерти", символ взаимозависимости кармы и сансары. В центре Д Яма с Ями, сестрой и спутницей, попирающие быка на женщине. Вокруг, в ореоле из языков пламени, сопутствующие божества разряда дрэгс-па, «свирепые» помощники Ямараджи. Наверху Д Чакрасамвара, Манджушри,
Дхармапала, «владыка смерти", символ взаимозависимости кармы и сансары. В центре Д Яма с Ями, сестрой и спутницей, попирающие быка на женщине. Вокруг, в ореоле из языков пламени, сопутствующие божества разряда дрэгс-па, «свирепые» помощники Ямараджи. Наверху Д Чакрасамвара, Манджушри,

Об Эрлик-хане очень много легенд у разных монгольских и восточно-тюркских народов. У некоторых они противоречат друг другу. Но сходятся легенды в одном: Эрлик-хан - суровый и неподкупный судья мира мертвых. Он изображается человеком с синей бычьей головой. В руках у него жезл, увенчанный черепом, аркан, чтобы ловить души, меч и некий талисман неустановленного вида. Также среди его атрибутов называют зеркало - чтобы глядеть вглубь человеческой души, и весы - чтобы эту душу взвешивать. Также Эрлик-хан трёхглаз: один глаз его прозревает прошлое, второй настоящее, третий - будущее. Иногда Эрлик-хан выступает как демиург, только тёмный, недобрый. Он создает различных мелких демонов и животных, вредных или опасных для людей, таких как медведь или крот. Ему же порой припоминают известную кровожадность. Считается, что на шее Чойджала - Эрлик-хана висит ожерелье из человеческих черепов, а живет он во дворце из черного железа или грязи.