Найти в Дзене
Волка ноги кормят

«Унион» – самый уникальный клуб Германии. Он выживал в ГДР и едва не банкротился в Германии, но теперь живее всех живых

«Унион» уникален. Это тот редкий случай, когда фразу «ничего себе!» вызывает и клуб, и его болельщики. Они одинаково круты. Три из четырёх трибун An der Alten Försterei («Старый домик лесника» или «Старое лесничество») – стоячие. И заполняются на сто процентов. Во времена ГДР это была редкая команда, что не содержалась каким-либо силовым ведомством. Поэтому «Унион» болтался между Д1 и Д2. А вот, например, берлинское «Динамо» курировалось Штази, благодаря чему штамповало чемпионство за чемпионством. Бороться с «Динамо» было сложно: стоило кому-то сверкнуть на поле, как игрока тут же забирали в клуб Штази. Несмотря на низкие места «Униона» в чемпионате, постоянные вылеты и регулярные разгромы от берлинского «Динамо», клуб был одним из самых посещаемых в стране. Здесь на трибунах могли обсуждать всё, что угодно. Классика тех времён: при выставлении стенки перед штрафным ударом на стадионе скандировали «Уберите стену!» – красивый намёк на Берлинскую стену, разумеется. После объединения Ге

«Унион» уникален. Это тот редкий случай, когда фразу «ничего себе!» вызывает и клуб, и его болельщики. Они одинаково круты. Три из четырёх трибун An der Alten Försterei («Старый домик лесника» или «Старое лесничество») – стоячие. И заполняются на сто процентов.

Во времена ГДР это была редкая команда, что не содержалась каким-либо силовым ведомством. Поэтому «Унион» болтался между Д1 и Д2. А вот, например, берлинское «Динамо» курировалось Штази, благодаря чему штамповало чемпионство за чемпионством. Бороться с «Динамо» было сложно: стоило кому-то сверкнуть на поле, как игрока тут же забирали в клуб Штази. Несмотря на низкие места «Униона» в чемпионате, постоянные вылеты и регулярные разгромы от берлинского «Динамо», клуб был одним из самых посещаемых в стране.

Здесь на трибунах могли обсуждать всё, что угодно. Классика тех времён: при выставлении стенки перед штрафным ударом на стадионе скандировали «Уберите стену!» – красивый намёк на Берлинскую стену, разумеется.

После объединения Германии все клубы ГДР получили огромные проблемы. «Динамо» скатилось в Д4, а «Унион» был близок к банкротству. В 2004 году долги клуба составили 1,5 млн евро и клуб был близок к расформированию. Болельщики собрали эту сумму, став донорами – они сдавали кровь, а полученные деньги отправляли «Униону».

-2

В 2008 году несколько тысяч болельщиков бесплатно работали на стадионе: нужно было реконструировать разваливающие трибуны и установить крышу, но у клуба не было на это денег. Благодаря помощи фанов «Унион» получил лицензию на участие в чемпионате. Последние 15 лет болельщики «Униона» собираются на стадионе в канун Рождества, чтобы спеть рождественские песни, выпить вина и просто отпраздновать. Клуб не зарабатывает на этом, но с недавних пор ввёл билеты с символической стоимостью – желающих стало гораздо больше, чем может вместить стадион.

В 2017 году мне повезло попасть на домашний матч «Униона». Симпатичный и уютный стадион находится в лесу – да, название «Старое лесничество» не просто так. При объявлении состава болельщики после каждой фамилии скандировали «бог футбола!» – такая вот и самоирония, и любовь к клубу.

-3

А когда они запели, я резко задумался о том, чтобы сбежать из ложи прессы на фан-сектор. Что и сделал в первый раз в жизни – думаю, и в последний. Даже не зная толком чантов, я с удовольствием подвывал в нужных местах «Унион!» и искренне наслаждался происходящим. Чужака, не говорящего на немецком, но искренне подвывающего, никто не пытался прогонять или проверять на «трушность». Чёрт, это ли не прекрасно?

«Унион» – это то самое воплощение against modern football здорового человека. Клуб, который близок к своим болельщикам и который ставит их на первое место – выше спонсоров, рекламы, денег. Это не лицемерное «мы играем для болельщиков», проповедуемое почти каждым футбольным клубом.

Это самое настоящее «мы играем лично для тебя».

Фото: автора.

Телеграм-канал автора с другими футбольными историями.