Приветствую вас, друзья. Сегодня я бы хотел обсудить с вами фильм Эдварда Цвика "Последний самурай". Он был снят еще в далёком 2003 году, а в главной роли - Том Круз.
Для тех, кто не смотрел: фильм освещает исторический переход общества в Японии от традиционного к индустриальному - в середине 19 века США принуждают Японию открыть рынки для американских товаров и выйти из изоляции. Император Мэйдзи начал модернизацию общества, понимая неизбежность сего процесса. Но старое, традиционное общество, а точнее - самураи, которые составляли некий этнос страны, оказались никому не нужны с современными пушками и винтовками. Так, совет императора убеждает его, что следует оставить самураям выбор: не быть самураями или не быть в принципе. Конечно, как истинные приверженцы чести, самураи выбирают второе, причем в фильме они предстают воплощением лучших черт традиционного общества и хранителями национальной самобытности.
Многие зрители восприняли этот фильм как простую историческую драму: американский офицер едет обучать войска и помогать уничтожить самураев, но оказавшись у них в плену, меняет свои взгляды и сам становится самураем.
Но так ли всё поверхностно? Конечно, даже с такой точки зрения фильм прекрасен: игра всех актеров, а уж тем более Тома Круза - восхитительна.
Тем не менее, копнем поглубже.
Самураи - этнос, построенный на чести. И чести непоколебимой. Битвы у самураев рассматривались как поединки равных, иными словами - Божий суд.
Главный герой - капитан Олгрен - изначально представляет собой то представление жалкого, жестокого и бесцеремонного общества, которое просто уничтожает все этносы, не принимающие его. В фильме это взаимодействие сначала показывается на примере США и индейцев, которых они жестоко искореняли, "дикарей", как их все называли. Главный герой, поучаствовав в войне против индейцев, утопает в пьянстве, чтобы заглушить свою совесть и забыть ужасы войны; а когда появляется возможность, с целью наживы едет в Японию устранять самураев - тех же, по его мнению, "дикарей".
Но когда Олгрен оказывается в плену у этих самых "дикарей", он осознает, что они никакие не дикари, и насколько заблуждался, когда помогал воевать против них. Только там, в тихой самурайской деревне, он смог обрести тот долгожданный покой, и вместе с ним, новую философию. Это олицетворяет то, что новому обществу следует не уничтожать старое, а объединяться с ним: только так можно достичь гармонии.
Когда же, в конце фильма, капитан приносит императору меч Кацумото, наставника всех самураев и самого императора, правитель осознает, как был слеп, и произносит очень важную вещь, тот самый вывод, который мы сделали из всех наших рассуждений: мы не должны забывать и уничтожать наши традиции, мы не должны забывать, кто мы такие, какова наша история.
Гармония достижима только при условии, что и старое, и новое слилось в одно единое целое, а не когда одно поглощает другое. Именно этот смысл режиссер заложил в фильм, помимо исторической драмы и ярких боевых сцен он хотел донести до зрителей эту философскую истину.
Мне очень важно ваше мнение по этому поводу. Пожалуйста, напишите в комментариях, согласны вы со мной или нет.
Ставьте лайки, если вам понравился материал, который я для вас подготовил!) Спасибо за то, что уделили время ;)
Можете посетить мой канал, чтобы посмотреть другие публикации на схожую тематику, и подписаться на него, если это вас заинтересует)