Найти в Дзене
Лика ШиК

7. Масоны и декабристы: есть ли связь?

Работая над персональной картотекой декабристов, я выписывала всё, что узнавала о них, и наученная официальным умолчанием о многих фактах, проверяла все данные по документам, мне доступным, таким образом узнав много удивительного. Вот одна, как мне кажется, немаловажная деталь, которую я заметила.

Уже в начале XX века в России вместе с подъёмом революционного движения в обществе снова возрос интерес к масонству. Меня заинтересовал вопрос: были ли связаны тай­ные общества масонов с мятежом 1825 года? Оказалось, что 1 августа 1822 года Император Александр I предписал министру внутренних дел Кочубею "закрыть все тайные общества, под каким бы наименованием они ни существовали, как-то: масонские ложи и другие, и впредь их учреждения не дозволять; всех членов таких обществ обязать подпиской, что они впредь никаких масонских и других тайных обществ составлять не будут; со всех лиц, состоящих на воинской или гражданской службе, взять подписку, не принадлежат ли они к каким-нибудь тайным обществам, и обязательство, что впредь уже к ним принадлежать не будут. [...] Если кто тако­го обязательства дать не пожелает, тот не должен остаться на службе" (Зызыкин М. Н. Император Николай I и военный заговор 14 декабря 1825 года. — Буэнос-Айрес, 1958. С. 143). Такой рескрипт (лат. resckriptum — письмен­ный ответ — особая форма опубликованного письма монарха должностному лицу) "О уничтожении масонских лож и вся­ких тайных обществ" показывает, чем были тайные общества до 1822 года. Принадлежность к ним не считалась чем-то незаконным, а их "тайность" являлась только принятой фор­мой собраний: негласных, более или менее ограниченных в составах, не публичных. Об их существовании знали, неред­ко они имели постоянные места собраний, участники были известны и не скрывали этого.

Но к 1822 году ситуация внутри России изменилась, и Император Александр I запретил организацию любых тай­ных обществ, в том числе и масонских.

Франсуа-Паскаль-Симон Жерар.  «Портрет князя В. П. Кочубея». 1809. 
Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Франсуа-Паскаль-Симон Жерар. «Портрет князя В. П. Кочубея». 1809. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Получив рескрипт Императора, министр внутренних дел Кочубей посылает предписание всем ведомствам и министерствам, в том числе и военному министру. Тот, в свою очередь, издаёт приказ о взятии подписок с военных всех родов войск. 17 августа 1822 года такое предписание министра (за №1507) получает командующий гвардейским корпусом. К ноябрю 1822 года список "отказников"-масонов только по гвардейскому корпусу составил 517 человек!

В 1907 году поимённый список был опубликован в жур­нале "Русская старина". Открывает его Великий князь Константин Павлович — Его Императорское высочество Государь Цесаревич, а далее идут пофамильно, с именами и отчествами, с указанием места службы: 2 генерала, 7 ге­нерал-лейтенантов, 52 генерал-майора, 103 полковника, 47 подполковников, 44 майора, 30 ротмистров, 60 капитанов, 10 штаб-ротмистров, 47 штабс-капитанов, 58 поручиков, 21 подпоручик, 13 корнетов, 9 прапорщиков, 7 портупей-прапорщиков, 2 унтер-офицера, 4 лейтенанта.

После событий 14 декабря 1825 года и проведённого расследования Император Николай I подтвердил в 1826 году запрет на масонские общества (Русская старина, 1907, июнь, июль, август, сентябрь.)