Найти тему
Электричкинг 2

О терминалах предварительной продажи билетов (ТППД)

Оглавление

Жители Мосузла наверняка в курсе, что на почти забытых полустанках, где даже кассу держать нецелесообразно, установлены жёлтые столбы или коробки - те самые терминалы предварительной продажи проездных документов (ТППД, да). Что это за изобретение сумрачных гениев - в этом материале.

Так выглядит ТППД. Посёлок Киевский.
Так выглядит ТППД. Посёлок Киевский.

Основное

Терминалы предварительной продажи проездных документов появились по желанию левой пятки руководства ЦППК в 2016 году. Изначально, они были установлены на Киевском направлении, затем постепенно эти агрегаты начали опутывать и остальные направления Мосузла, и сейчас они стоят на всех радиальных направлениях, кроме Курского и Павелецкого.

По замыслу перевозчика, пассажир, прибывший на станцию/платформу отправления, где не работает или вообще отсутствует билетная касса, обязан взять талон и с ним сесть в поезд, а при проверке билетов - оформить уже непосредственно билет у контролёров без взыскания сборов. При этом, у пассажира, естественно, терялось право назвать произвольную остановку, от которой он отправился. При отсутствии билета или талона с пассажира взыскивался сбор в 100 рублей в поезде, либо 200 рублей на выходе.

Пример талонов.
Пример талонов.

Сами терминалы постоянно подключены к интернету посредством мобильной связи с целью передачи информации о взятых пассажирами талонах, чтобы, в случае оформления билета "на выход" на кассе или в автомате оборудование знало, что талон брался и сбор взыскивать не следует. Терминалы работают на основе Raspberry Pi 3 и могут питаться как от сети, так и от солнца (сверху на некоторых терминалах есть солнечные панели).

Также, ввиду того, что терминалы подключены к сети, сами талоны могут выдаваться с задержкой - всё зависит от качества приёма сотовой связи, так как пока данные о талоне не будут переданы в сеть ЦППК, оный выдан не будет.

Законность использования ТППД

Дивово.
Дивово.

Использование ТППД на текущий момент никак не регулируется (планировалось, что они будут узаконены последующими поправками в приказ Минтранса РФ №473 в прошлом году, однако, поправки были забракованы по иным основаниям на этапе оценки регулирующего воздействия).

В свою очередь, Московско-Рязанская транспортная прокуратура считает, что ТППД является что-то в своём роде "заменителем кассы", и пассажир, несмотря на отсутствие каких-либо норм, регулирующих использование ТППД, обязан брать талоны при неработающей кассе, потому что так захотела ЦППК, никого перед этим не спрашивая.

Отрывок из ответа прокуратуры. Ссылаются правилами перевозок ЦППК и статьёй 429 ГК РФ.
Отрывок из ответа прокуратуры. Ссылаются правилами перевозок ЦППК и статьёй 429 ГК РФ.

Логично было бы предположить, что до того момента, пока не будут внесены поправки в приказ Минтранса (скорее всего, это будет не ранее 2021 года), которые будут включать в себя возможность использования ТППД, пассажир ими пользоваться не обязан, а при оформлении билета он вправе не оплачивать сбор, и соответственно, правила перевозки пассажиров в поездах формирования ЦППК не могут являться приоритетными по отношению к приказу Минтранса в части взыскания сборов при отсутствии на руках у пассажира талона.

И ещё

Как выше говорилось, терминалы предварительной продажи проездных документов имеют доступ в сеть Интернет, а это неформально означает, что ЦППК обязана, помимо всего прочего, обеспечить оплату проезда в поездах посредством банковских карт.

График работы терминала в 2018 году. Посёлок Киевский. В остальное время работает касса, а использование терминала бесполезно.
График работы терминала в 2018 году. Посёлок Киевский. В остальное время работает касса, а использование терминала бесполезно.

Перевозчик фактически сам расписался в том, что на участках направлений, где работают кассы и/или ТППД, качество приёма сотовой связи достаточно приемлемо, и поблажки, которые даёт налоговая в части неприёма карт при отсутствии интернета, действовать не должны.