Жители Мосузла наверняка в курсе, что на почти забытых полустанках, где даже кассу держать нецелесообразно, установлены жёлтые столбы или коробки - те самые терминалы предварительной продажи проездных документов (ТППД, да). Что это за изобретение сумрачных гениев - в этом материале.
Основное
Терминалы предварительной продажи проездных документов появились по желанию левой пятки руководства ЦППК в 2016 году. Изначально, они были установлены на Киевском направлении, затем постепенно эти агрегаты начали опутывать и остальные направления Мосузла, и сейчас они стоят на всех радиальных направлениях, кроме Курского и Павелецкого.
По замыслу перевозчика, пассажир, прибывший на станцию/платформу отправления, где не работает или вообще отсутствует билетная касса, обязан взять талон и с ним сесть в поезд, а при проверке билетов - оформить уже непосредственно билет у контролёров без взыскания сборов. При этом, у пассажира, естественно, терялось право назвать произвольную остановку, от которой он отправился. При отсутствии билета или талона с пассажира взыскивался сбор в 100 рублей в поезде, либо 200 рублей на выходе.
Сами терминалы постоянно подключены к интернету посредством мобильной связи с целью передачи информации о взятых пассажирами талонах, чтобы, в случае оформления билета "на выход" на кассе или в автомате оборудование знало, что талон брался и сбор взыскивать не следует. Терминалы работают на основе Raspberry Pi 3 и могут питаться как от сети, так и от солнца (сверху на некоторых терминалах есть солнечные панели).
Также, ввиду того, что терминалы подключены к сети, сами талоны могут выдаваться с задержкой - всё зависит от качества приёма сотовой связи, так как пока данные о талоне не будут переданы в сеть ЦППК, оный выдан не будет.
Законность использования ТППД
Использование ТППД на текущий момент никак не регулируется (планировалось, что они будут узаконены последующими поправками в приказ Минтранса РФ №473 в прошлом году, однако, поправки были забракованы по иным основаниям на этапе оценки регулирующего воздействия).
В свою очередь, Московско-Рязанская транспортная прокуратура считает, что ТППД является что-то в своём роде "заменителем кассы", и пассажир, несмотря на отсутствие каких-либо норм, регулирующих использование ТППД, обязан брать талоны при неработающей кассе, потому что так захотела ЦППК, никого перед этим не спрашивая.
Логично было бы предположить, что до того момента, пока не будут внесены поправки в приказ Минтранса (скорее всего, это будет не ранее 2021 года), которые будут включать в себя возможность использования ТППД, пассажир ими пользоваться не обязан, а при оформлении билета он вправе не оплачивать сбор, и соответственно, правила перевозки пассажиров в поездах формирования ЦППК не могут являться приоритетными по отношению к приказу Минтранса в части взыскания сборов при отсутствии на руках у пассажира талона.
И ещё
Как выше говорилось, терминалы предварительной продажи проездных документов имеют доступ в сеть Интернет, а это неформально означает, что ЦППК обязана, помимо всего прочего, обеспечить оплату проезда в поездах посредством банковских карт.
Перевозчик фактически сам расписался в том, что на участках направлений, где работают кассы и/или ТППД, качество приёма сотовой связи достаточно приемлемо, и поблажки, которые даёт налоговая в части неприёма карт при отсутствии интернета, действовать не должны.