Какой была театральная жизнь дореволюционной Москвы

Почему многие богатые москвичи приходили в театр со своей едой? Правда ли, что очередь за билетами приходилось занимать до рассвета? Сколько стоило посмотреть спектакль из самой престижной ложи? И какие суммы зарабатывали на москвичах спекулянты билетами? Об этом и не только расскажу сегодня. Будет интересно.

Билетов не купить

Театр был одним из главных видов досуга дореволюционной Москвы. В то время в Первопрестольной работали два "Императорских театра" (их финансировали из государственной казны), а именно - Большой и Малый. Кроме того, существовало несколько частных театров.

Зрительный зал Малого театра, 1916.
Зрительный зал Малого театра, 1916.

Сезон обычно начинался в конце августа и завершался в апреле. Интересно, что на протяжении почти всего Великого поста представлений не давали. Запрет действовал на законодательном уровне. В это время, как правило, выступали иностранные гастролирующие труппы. Купить билеты на спектакли было трудно. Да и стоили они недёшево. Например, в Большой цена могла достигать 31 рубля за ложи бенуара (они располагаются по бокам на одном уровне со сценой или ниже). Требовалось озаботиться покупкой за несколько дней, а на некоторые спектакли даже за пару недель до представления.

Цены на билеты в Большом театре.
Цены на билеты в Большом театре.

Правда на билеты, которые покупались заранее, почему-то действовала наценка 10%. Конечно, у зажиточных и высокопоставленных москвичей в театрах обычно были "связи". Поэтому для них покупка не составляла проблемы. Обычному же человеку приходилось стоять в огромной очереди в кассу. Например, в Большой её занимали задолго до рассвета.

"Билетик не желаете?"

Однако на помощь "страдающим" в ожидании всегда готовы были прийти спекулянты. Обычно они стояли около театрального подъезда, или в самой очереди, и продавали билеты за двойную цену. В некоторых местах схема была более изощрённой. Например, около Художественного театра никто клиентов не караулил. Билетами торговали в овощной лавке, которая располагалась рядом.

Царская ложа Большого театра.
Царская ложа Большого театра.

К началу 20 века в Москве появились профессиональные спекулянты. У них была чёткая иерархия. "Якупчики" (их так прозвали по немного искажённому варианту фамилии главаря) являлись представителями верхушки. А "жужжалки" - это те, кто непосредственно обращался к москвичам с интригующей фразой: "Билетик не нужен?".

Интересно, что самих контрамарок у них при себе не было. Если человек желал приобрести билет, то его отводили в определённое место и просили подождать. В это время "жужжалки" бегали за товаром к "якупчикам". Спекулянтов в Москве было около сотни. Полиция их знала в лицо, однако ничего не могла с ними сделать. Максимум нарушителей приговаривали к штрафу. Но зарабатывали они столько, что часто с вызывающим видом предлагали оплатить штраф в 45 рублей прямо в зале суда, театрально доставая кошелёк.

В 1910 году полиции всё-таки удалось накрыть банду спекулянтов и даже задержать главного. Того самого Ш.У. Якубчика. По данным следствия, он зарабатывал на перепродаже билетов около 10-15 тысяч рублей в год. Тем не менее, искоренить спекулянтов спецоперация не помогла. Они всё равно спокойно продолжали свою деятельность.

Главные звёзды вечера вовсе не актёры

Конечно, многие москвичи посещали театр не столько ради представлений, сколько показать себя. Всё-таки это был выход в свет. Женщины, например, демонстрировали свои лучшие и новые наряды, а также шикарные украшения. Причём существовал определённый дресс-код. Отступать от него было запрещено.

Зал Нового театра, конец 19 века. Сейчас это РАМТ.
Зал Нового театра, конец 19 века. Сейчас это РАМТ.

Как-то одна дама заявилась в Большой театр в платье с огромными вырезами (и спереди, и сзади). Лицо женщины было мертвенно белым от большого количества пудры, а голову "украшал" парик соломенно-жёлтого цвета. Газеты сообщали, что она стала безусловной звездой вечера. Все смотрели только на неё. Правда в основном удивлённо и осуждающе.

Карикатура на зрителей в ложе.
Карикатура на зрителей в ложе.

Гардеробы в театрах того времени были платными. За хранение верхней одежды требовалось уплатить 20 копеек. Перекусить в буфете также стоило недёшево. Видимо настолько, что некоторые состоятельные люди даже приносили еду с собой, чтобы не переплачивать. Например, был один господин, который любил таскать в театр яблоки.

Обзор на новый спектакль в "Художественном" театре, Журнал "Искры", 1910.
Обзор на новый спектакль в "Художественном" театре, Журнал "Искры", 1910.

Когда заканчивалось основное представление, начинался другой спектакль - разъезд зрителей. Чтобы не допустить путаницы между экипажами и давки среди зрителей, выделяли специальный наряд полиции во главе с офицером. Помимо этого в их обязанности входило следить, чтобы у зданий Императорских театров были только торговцы в фирменных фуражках. Если полицейские ловили представителей других театров с афишами, то даже могли привлечь к ответственности.

Парадная лестница в Большом театре, вторая половина 19 века.
Парадная лестница в Большом театре, вторая половина 19 века.

Если гости потеряли свой экипаж (как мы иногда машину на парковке торгового центра - ничего не изменилось:)), то можно было заплатить посыльным, которые искали телегу и "подавали" её прямо к подъезду.

В следующей статье, возможно, расскажу подробнее о конкретных театрах. Так что пишите в комментариях, если вам понравился этот материал. Ну а на сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории Москвы. Удачи!

О Москве нескучноИстория Москвы просто, интересно и понятно. Вы узнаете про: - улицы; - архитектурные достопримечательности; - метро и другие виды транспорта; - жизнь москвичей в разные периоды истории. Приятного просмотра! Почта: ilyafromnsk@gmail.com
169,6K подписчиков