Приказом Министерства Просвещения РФ и Рособрнадзора № 189/1513 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования» регламентирован порядок проведения государственной итоговой аттестации (ГИА) по основным образовательным программам основного общего образования и список предметов для сдачи ОГЭ в 2020 году. О важных изменениях в формате проведения ОГЭ - 2020 по информации ФИПИ и других федеральных органов управления образованием, читайте ниже.
ГИА в форме ОГЭ и (или) ГВЭ включает в себя четыре экзамена по следующим учебным предметам: экзамены по русскому языку и математике (далее - обязательные учебные предметы), а также экзамены по выбору обучающегося, экстерна (далее вместе - участники ГИА) по двум учебным предметам из числа учебных предметов: физика, химия, биология, литература, география, история, обществознание, иностранные языки (английский, французский, немецкий и испанский), информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
Лицам, изучавшим родной язык и родную литературу при получении основного общего образования, предоставляется право при прохождении ГИА выбрать экзамен по родному языку и (или) родной литературе.
Для участников ГИА с ограниченными возможностями здоровья, участников ГИА - детей-инвалидов и инвалидов ГИА по их желанию проводится только по обязательным учебным предметам (далее - участники ГИА, проходящие ГИА только по обязательным учебным предметам).
В 2020 году выпускные экзамены ждут большие изменения. Пока речь идет только об ОГЭ, который сдают выпускники 9-х классов. Дело в том, что в этом году до экзаменов дошли те дети, которые с первого класса учились по ФГОС, те новым федеральным общеобразовательным стандартам. И этим детям не позавидуешь. На них выпадает куча изменений школьной образовательной системы.
Что же ждет наших выпускников?
Попробуем вместе разобраться. Итак , поочередно рассмотрим какие изменения внесены по каждому сдаваемому предмету.
1) Русский язык ОГЭ 2020
В 2020 г. изменено количество заданий в экзаменационной работе с 15 до 9, изменён первичный балл за выполнение работы с 39 до 33. ИЗМЕНЕНИЯ ОЧЕНЬ СЕРЬЁЗНЫЕ.
Сохранены задание 1 (изложение) и альтернативные задания (9.1; 9.2; 9.3), система оценивания ответов на них. При этом изменилась жанровая специфика текста для изложения (могут быть предложены тексты различных жанров (путевые заметки, записки, очерк, рецензия, дневник и т.д.)).
Экзаменационная работа предполагает выполнение экзаменуемым различных видов анализа языкового материала.
Для этого в части 2 работы дано 7 заданий:
- так 4 задания (задания 2–5) проверяют умение выполнять орфографический, пунктуационный, грамматический анализ;
- а 3 задания (задания 6–8) нацелены на анализ текста, те проверяют глубину и точность понимания содержания текста; понимание отношений синонимии и антонимии, важных для содержательного анализа текста; опознавание изученных средств выразительности речи
2) Математика
В КИМ включён новый блок практико-ориентированных заданий 1-5.
Он просто ужастен. Не каждый 11классник , который не имеет математический склад ума , его решит!
3) Биология
В биологии изменилось количество заданий с 32 до 30 и изменился максимальный первичный балл - с 46 до 45.
Отдельные изменения коснулись следующих моментов :
- в части 1 работы включены новые модели заданий в линиях 1 и 20,
- в части 2 добавлена новая линия заданий (27), линия 30 (задания 31 и 32 в модели 2019 г.) претерпела значительную переработку.
4) География
В КИМ 2020 г. изменена последовательность заданий, изменена и сама форма записи ответа в заданиях (2, 3, 14, 15, 21, 22, 24, 26). В КИМ 2020 г. включён мини-тест из трёх заданий (27–29), проверяющих сформированность у выпускников умений работать с текстом географического содержания. Максимальный первичный балл уменьшен с 32 до 31.
5) Иностранные языки (английский, немецкий, французский, испанский языки)
Изменения коснулись и иностранных языков. Так в экзаменационной работе 2020 г. были внесены изменения в разделы 2 («Задания по чтению») и 5 («Задания по говорению»).
В разделе 2 («Задания по чтению»):
- было изменено задание 9: участникам ОГЭ предлагается осуществить информационный поиск и определить, в каком из шести письменных текстов содержится ответ на предложенный вопрос (в задании есть один лишний вопрос). Максимальное количество баллов за выполнение задания – 6;
- уменьшен объём текста для чтения к заданиям на определение соответствия утверждений прочитанному тексту;
- уменьшено до 7 количество заданий на определение соответствия утверждений прочитанному тексту (соответствует / не соответствует / в тексте не сказано). Максимальное количество баллов за выполнение заданий 10–16 – 7.
В разделе 5 («Задания по говорению»):
- в задании 3 (создание связного монологического высказывания) добавлен один аспект. В связи с этим соответствующие изменения были внесены в критерии оценивания задания (в критерий «Решение коммуникативной задачи»). Максимальное количество баллов за выполнение задания 3 не изменилось.
6) Информатика
С 2020 г. количество заданий по информатике сокращено до 15. Тж расширен набор заданий, выполняемых на компьютере за счёт включения 3 новых заданий, проверяющих умения и навыки практической работы с компьютером:
- поиск информации средствами текстового редактора или операционной системы (задание 11);
- анализ содержимого каталогов файловой системы (задание 12);
- создание презентации или текстового документа (задание 13).
В отличие от КИМ 2019 г., в КИМ 2020 г. во всех заданиях предусмотрен либо краткий, либо развёрнутый ответ.
7) История
Предлагается только одна модель КИМ, соответствующая линейной системе изучения истории на основе историко-культурного стандарта и единого учебника.
В новой модели КИМ сохранены некоторые задания, которые были представлены в прежней модели (нумерация по новой модели: 2–5, 7, 11, 12, 20, 21).
Новые задания расчитаны на работу с исторической картой, тж увеличено количество заданий на основе визуальных источников исторической информации, выделен блок заданий, проверяющих знание истории культуры, расширен спектр аналитических заданий.
8) Литература
В литературе появилась дополнительная тема сочинения в части 2. Все темы 2.1–2.5 формулируются по творчеству тех писателей, чьи произведения не были включены в часть 1, что обеспечивает более широкий охват элементов проверяемого содержания.
ТЖ введены критерии оценки практической грамотности (максимально 6 баллов), это привело к увеличению максимального количества баллов за всю работу с 33 до 39 баллов.
9) Обществознание
В обществознании тж изменена структура экзаменационной работы: убрано разделение заданий по частям на основе формы записи ответа. Теперь задания в работе выстраиваются, исходя из проверяемых групп умений. Общее количество заданий КИМ сокращено с 31 до 24, максимальный первичный балл уменьшен с 39 до 35.
Зато добавлены задания с кратким ответом двух типов: задание на выбор и запись нескольких ответов и задание на выявление структурных элементов понятия с помощью таблицы. Задание на различение фактов и мнений в социальной информации в том виде, как оно существовало в КИМ предыдущих лет, исключено из работы.
Тоже добавлены 3 задания с развёрнутым ответом: задание, проверяющее умение раскрывать смысл ключевых обществоведческих понятий, задание-задача с контекстом финансовой грамотности и задание на анализ статистической информации (преобразовано из существовавшего в КИМ прошлых лет блока из 2 заданий с кратким ответом).
Сокращено с 6 до 4 задание мини-теста по тексту.
В результате усилена аналитическая составляющая КИМ: большинство заданий требует анализа практических ситуаций, умений рассуждать, объяснять, аргументировать, выражать своё мнение с опорой на факты социальной жизни, личный социальный опыт и обществоведческие знания.
10) Физика
В 2020 г. в физике тж изменилась структура экзаменационной работы. Задания в работе выстраиваются, исходя из проверяемых групп умений. По сравнению с предыдущим годом общее количество заданий в экзаменационной работе уменьшено с 26 до 25. Количество заданий с развёрнутым ответом ( вызывающие наибольшие сложности у выпускников) увеличено с 5 до 6. При этом максимальный балл за выполнение всех заданий работы увеличился с 40 до 43 баллов.
ТЖ в КИМ 2020 г. используются новые модели заданий:
- задание 2 на распознавание законов и формул;
- задание 4 на проверку умения объяснять физические явления и процессы, в котором необходимо дополнить текст с пропусками предложенными словами (словосочетаниями);
- задания 5–10, которые ранее были с выбором одного верного ответа, а теперь предлагаются с кратким ответом в виде числа;
- задание 23 – расчётная задача повышенного уровня сложности с развёрнутым ответом, решение которой оценивается максимально в 3 балла.
Расширилось содержание заданий 22 на объяснение явлений, в которых преимущественно используется практико-ориентированный контекст.
Изменились требования к выполнению экспериментальных заданий: обязательным является запись прямых измерений с учётом абсолютной погрешности.
Кроме того, введены новые критерии оценивания экспериментальных заданий. Максимальный балл за выполнение этих заданий 3.
11) Химия
И химию в 2020 г. тж ждут изменения, предлагается только одна модель КИМ.
Увеличивается доля заданий с множественным выбором ответа (6, 7, 12, 14, 15) , а тж заданий на установление соответствия между позициями двух множеств (10, 13, 16). Добавлено еще задание 1, предусматривающее проверку умения работать с текстовой информацией.
При этом в часть 2 включено задание 21, направленное на проверку понимания существования взаимосвязи между различными классами неорганических веществ и сформированности умения составлять уравнения реакций, отражающих эту связь. Ещё одним контролируемым умением является умение составлять уравнения реакций ионного обмена, в частности сокращённое ионное уравнение.
С 2020 г в экзаменационный вариант по химии добавлена обязательная для выполнения практическая часть, которая включает в себя два задания: 23 и 24. В задании 23 из предложенного перечня необходимо выбрать два вещества, взаимодействие с которыми отражает химические свойства указанного в условии задания вещества, и составить с ними два уравнения реакций. Задание 24 предполагает проведение двух реакций, соответствующих составленным уравнениям реакций.