6,6K подписчиков

Плейлисты Ленина, Сталина и Гитлера

645 прочитали

Музыкальные пристрастия "сильных мира сего" являются сугубо личным делом и никак не влияют на производимые ими действия и поступки. Данная статья направлена только на повышение общей эрудиции читателя. Но если у вас есть иное мнение, то его можно оставить при себе.

ЛЕНИН

Владимир Ильич Ленин
Владимир Ильич Ленин

Во времена Советского Союза тема ленинской любви к классической музыке широко развивалась на страницах периодической печати и с экранов кинотеатров. Композитор Дмитрий Борисович Кабалевский на своих лекциях сообщал, что:

Сам Ленин, по-настоящему любивший и понимавший искусство, особенно музыку, любил и песни - народные, революционные и классические, любил инструментальные сочинения - небольшие пьесы Грига, Шопена, любил сонаты Бетховена, любил и монументальные симфонии - прежде всего Чайковского и Бетховена.

О Шестой симфонии Чайковского Ленин писал из Лондона своей матери Марии Александровне в 1903 году:

Недавно были первый раз за эту зиму в хорошем концерте и остались очень довольны, - особенно последней симфонией Чайковского (Simphonie pathetique). Бывают ли у вас в Самаре хорошие концерты?

Александр Майсурян в книге "Другой Ленин" пишет, что вождь мирового пролетариата обожал слушать некоторые произведения Шуберта, но не выносил "слащавых "Песен без слов" Мендельсона". Также автор отмечает, что по воспоминаниям Надежды Константиновны Крупской, Ленин любил Вагнера, но, в тоже время, очень уставал от его музыки.

Из всех фортепианных сонат Людвига ван Бетховена Ленин испытывал особую тягу к до минорной сонате № 8:

Десять, двадцать, сорок раз могу слушать Sonate Pathetique Бетховена, и каждый раз она меня захватывает и восхищает всё более и более.

И к фа минорной сонате № 23:

Ничего не знаю лучше "Appassionata", готов слушать её каждый день. Изумительная, нечеловеческая музыка. Я всегда с гордостью, может быть, наивной, детской, думаю: вот какие чудеса могут делать люди!
Налбандян. Ленин у Горького в 1920 году (Аппассионата)
Налбандян. Ленин у Горького в 1920 году (Аппассионата)

Приведу и вторую часть ленинского высказывания:

Но часто слушать музыку не могу, действует на нервы, хочется милые глупости говорить и гладить по головкам людей, которые, живя в грязном аду, могут создавать такую красоту. А сегодня гладить по головке никого нельзя — руку откусят, и надобно бить по головкам, бить безжалостно, хотя мы, в идеале, против всякого насилия над людьми.

СТАЛИН

Иосиф Виссарионович Сталин
Иосиф Виссарионович Сталин

"Отец народов" любил слушать классическую музыку и покровительствовал музыкантам и композиторам, но не всем. Говорят, что однажды оперный тенор Иван Семёнович Козловский, зная, что Сталин ему благоволит, обратился с просьбой:
- Я никогда не был за границей. Хотелось бы съездить.
- Не убежишь?
- Что Вы, Иосиф Виссарионович, родное село мне намного дороже, чем вся заграница.
- Правильно! Молодец! Вот и поезжай в родное село.

Сталин часто бывал в Большом театре на постановках опер Глинки, Чайковского, Бородина. В его личной фонотеке было 93 грампластинки с записями оперной музыки. Не остались без его внимания современные авторы. В январе 1936 года Сталин слушал оперу "Тихий Дон" Ивана Ивановича Дзержинского, она ему понравилась. Композитора позвали в правительственную ложу для отеческого напутствия о "демократии и доходчивости музыки". А вот оперный гротеск Дмитрия Дмитриевича Шостаковича пришёлся Сталину не по вкусу, он покинул спектакль "Леди Макбет Мценского уезда" до его окончания. Через два дня в газете "Правда" вышла редакционная статья "Сумбур вместо музыки". Больше Шостакович опер не писал, также пришлось "завязать" с балетами, после статьи "Балетная фальш". Сталин, как никто другой, умел быть убедительным.

Не знаю, по политическим соображениям или из-за большой любви, Сталин самолично вписал в концертную программу в честь VIII-го Чрезвычайного всесоюзного съезда Советов в 1936 году исполнение финала Девятой симфонии Людвига ван Бетховена.

Также не могу подтвердить достоверность широко распространяемой в сети байки. Якобы однажды Сталин слушал по радио трансляцию 23-го фортепианного концерта ля мажор Вольфганга Амадея Моцарта в исполнении Марии Вениаминовны Юдиной. Концерт ему очень понравился, и он позвонил в Радиокомитет с просьбой привезти ему грампластинку. Никто не решился сказать Сталину, что это был "живой звук" и пластинки с концертом не существует в принципе. Срочно была организована ночная запись и утром Сталин получил то, что хотел. Больше похоже на анекдот.

ГИТЛЕР

Адольф Гитлер
Адольф Гитлер

Самый ужасный союз политики и музыки был создан в Германии Адольфом Гитлером. Писатель Томас Манн, сбежавший от нацизма в 1933 году, утверждал, что во время гитлеровской диктатуры великое искусство стало союзником великого зла. Композиторы, попавшие в фавориты фюрера, после окончания Второй мировой войны надолго получили чёрную метку. Например, в Израиле исполнение музыки Рихарда Вагнера до сих пор находится под негласным запретом, а некоторые еврейские музыканты неизменно отказывались выступать в одном концерте с дирижёром Гербертом фон Караяном.

Гитлер был пленён музыкой Вагнера с юности. Весной 1906 года в Вене будущий рейсхканцлер посещает постановки "Тристана и Изольды" и "Летучего голландца", и делится впечатлениями:

Мощные волны звука заполняют помещение, и шёпот ветра уступает место необыкновенному исступлению взмывающей ввысь музыки.

В 1933 году на первом съезде нацистов в Нюрнберге Гитлер приветствует своих товарищей по партии цитатой из вагнеровских "Мейстерзингеров": Wach auf! (Просыпайтесь!).

В 1945 году на Нюрнбергском процессе нацистский пропагандист Ганс Фриче свидетельствовал:

Когда Восточный фронт начал разваливаться, Гитлер работал над совершенствованием музыкальной политики, которая больше не имела никакого смысла. Одной из его инициатив была отправка солдат в Байройт, чтобы и они могли обрести свое вагнеровское откровение.

Алекс Росс пишет:

В своих речах конца 1920-х Гитлер часто упоминал культурные проблемы, демонстрируя скромные познания музыкального мира Берлина, Мюнхена и Вены. Одним из признаков заката Германии, говорил Гитлер, является её растущее невежество в области великой музыкальной традиции: "Только пара сотен тысяч знают Моцарта, Бетховена, Вагнера, и лишь немногие из них знают Брукнера".

Бюст Антона Брунера по приказу Гитлера был установлен в зал славы выдающихся исторических личностей, принадлежащих к германской культуре ("Вальхалла").

Изобретателю додекафонии Арнольда Шёнберга не было места в "Тысячелетнем Рейхе", поэтому ему пришлось эмигрировать в США. Туда же отправились композиторы Пауль Хиндемит, Эрнст Кшенек, дирижёр Бруно Вальтер.

Кто не уехал, попал под репрессивный каток и сгинул. Остались в Германии и пришлись к нацистскому двору композиторы Рихард Штраус и Карл Орф, дирижёры Вильгельм Фуртвенглер и Герберт фон Караян.

По одной из музыковедческих версий "тема нашествия" из первой части Седьмой симфонии Шостаковича основана на арии графа Данило "Also bitte, Njegus, ich bin hier ... Da geh` ich zu Maxim" из оперетты "Весёлая вдова" Франца Легара, музыку которого очень любил Гитлер.

И по устоявшейся традиции несмешная байка:

Во время оккупации Вены произошел курьёзный случай с немецким военным комендантом. Ему стало известно, что среди бюстов композиторов украшавших Венскую оперу находится бюст еврея - композитора Феликса Мендельсона-Бартольди. Комендант лично влез на крышу здания оперы. Культурных познаний ему не хватало, однако, он прекрасно изучил физиономическую теорию арийской расы и, как ему казалось, мог легко отличить еврея от нееврея. Найдя скульптуру с самым крючковатым носом и самым неарийским выражением лица, он приказал солдатам сбросить её вниз. Вскоре к ужасу коменданта выяснилось, что ниспровергнут был вовсе не Мендельсон, а любимый композитор Гитлера - Рихард Вагнер. За такую оплошность комендант был незамедлительно отправлен на восточный фронт.

Использованные источники:
Кабалевский Д.Б. Ровесники: Беседы о музыке для юношества. Вып. 1. - М.: Музыка, 1980 г.,

Алекс Росс. Дальше - шум. Слушая XX век. Издательство Corpus, 2012 г.

Дорогие читатели и авторы, чтобы не затеряться в Океане Нот - сохраните себе постоянно пополняющийся каталог статей, нарративов и видео.