В Музее Москвы открыта выставка, посвященная изменениям института семьи за последние 150 лет. Каждый из пяти разделов экспозиции «Фамильных ценностей» рассказывает об определенном этапе образования и становления ячейки общества. Делимся историями самых интересных экспонатов.
Встреча
Здесь все о конфетно-букетном периоде отношений. В фокусе – создание собственного образа перед свиданием, причем в основе каждого лука – гендерные стереотипы, которые часто навязываются с детства. Посетители могут сами собрать свой лук для встречи: представлены наборы женских и мужских предметов туалета – галстуки, духи, косметика. На стене – два огромных зеркала, к ним приклеены фотографии знаменитостей, так что зритель может соотнести себя с медиазвездой. А рядом – телефоны с приложением Face App, где каждый может сконструировать свою идеальную внешность в виртуальном пространстве, ведь сегодня большинство первых встреч происходит в интернете.
Один из экспонатов раздела – брачная газета 1907 года, куда желающие давали объявления. Например, «сын генерала, потомственный дворянин, образованный, изящный, огромный блондин, студент университета хочет жениться на очень богатой особе», «нужна сваха, имеющая огромный круг знакомств» или «образованная, отзывчивая, немолодая вдова не прочь выйти замуж за честного и доброго человека».
В разделе стоит латунный самовар 1899 года купеческого семейства Масленниковых. С ним связана скандальная история: семья выдавала свою дочь замуж и записала этот самовар в приданое как золотой. Но тогда все было строго: до свадьбы друзья жениха проверяли все наследство, даже женское белье пересчитывали. Ведь родители невесты нередко пытались обмануть: не было у них ничего ценного, вот и подкладывали вместо золота латунь. Так друзья жениха обнаружили, что самовар Масленниковых совсем не драгоценный. К счастью, свадьба не расстроилась, и супруги прожили вместе 60 лет, пережив революцию.
Свадьба
Свадьба – кульминационный момент отношений. В дореволюционное время это было особенно важно, абсолютом был церковный брак. В советский период церемония была упрощена и стала более аскетичной: теперь браки регистрировали только в ЗАГСе. Зато в 1960-е свадьба снова становится пышным ритуалом: в зале бракосочетания играет Мендельсон, на праздничных столах появляются деликатесы и спиртные напитки. И опять же, как и в XIX веке, свадьба – мероприятие, которое показывает состоятельность родителей брачующихся и их социальный статус.
Здесь представлено несколько свадебных платьев. В XIX веке не было суеверий вроде того, что каждая невеста должна купить себе новый наряд, нельзя жениться в чужом платье, иначе жизнь не удастся. Век назад все перешивали свадебные платья по десять раз: тогда люди были более хозяйственными, несмотря на то, что денег у них было куда больше, чем у современный молодежи.
Дети и родители
Раздел, главная тема которого – разные концепции воспитания. В XIX веке преобладала авторитарная модель патриархальной семьи. Тогда не было необходимости говорить и договариваться: каждый и так знал свои функции, женщина – хранительница очага, мужчина – кормилец. Сейчас все в точности наоборот, изменилась вся ценностная система. И, чтобы найти свою систему координат, люди (в частности, родители) вынуждены обращаться к экспертам и искать поддержки у психологов. Сегодня единой нормативной модели семьи нет так же, как нет усредненной схемы воспитания детей: надо купить много игрушек или мало, нужно ли ставить границы, как запрещать и что поощрять.
Семейная память
Ностальгический раздел, как сохраняется память о семье. Здесь много экспонатов из детства москвичей, у каждой вещи – своя история. Обратите внимание на двух кукол, которые сидят за столом и пьют чай. Одна из них принадлежит куратору «Фамильных ценностей» Полине Жураковской: «Мне было 10 лет, когда я выпрашивала эту куклу у мамы, а она меня убеждала, что я уже взрослая и мне надо книги читать». Вторая – другого куратора, Ирины Карпачевой. Кукол специально усадили за «стол переговоров».
Также присмотритесь к витрине музея ГУЛАГа, где хранятся документы эпохи. Здесь же есть вышитый воротник маленькой девочки. Его сделала для свой дочери Ирины дерматолог Галина Ярошева. У женщины была тяжелая судьба. В 30-е у Галины были муж и две дочери, в 1937-м ее супруга арестовали. Ярошева вышла замуж за брата своего мужа, через год после свадьбы у них родилась дочь Ирина, а через пару дней после родов Галину арестовали. Свою младшую дочь она увидела только через 12 лет после разлуки.
Скелет в шкафу (18+)
Во все времена семья была хрупким союзом: супруги могут ссориться, ругаться, дети – обижаться и плакать, иногда даже до драк доходит. Здесь тоже куча вещей с историей: не стесняйтесь открывать шкафчики – в каждом есть что-то интересное. Например, один из экспонатов – разбитые тарелки. За ними стоит история про семью, в которой родители во время ссор обязательно били тарелки, но никогда их не выкидывали – наоборот, хранили как память.
Также обратите внимание на брошь. Она принадлежит девушке, которая в детстве не могла смотреть на танцующих родителей: ей казалось, что обниматься прилюдно – стыдно. В итоге ее жизнь сложилась трагически: она не смогла отменить эти «запреты» на физическую близость. А брошь, кстати, ее мамы.
И обязательно почитайте дневник женщины (1957 год). Будучи замужем за алкоголиком, она работала в гаражном правлении, там влюбилась в коллегу. У них закрутился безмолвный роман: их связывал лишь секс по ночам во время дежурств. В дневнике она очень трогательно описывает, как тянулись дни от одного дежурства до другого, а заодно описывает историю этих невербальных отношений.
Зубовский бульвар, 2
До 15 марта
Билет: взрослый – 200 рублей, льготный – 100 рублей