Найти тему
Культурное Кино

Как фильмы о журналистах показывают значимость "Кодекса профессиональной этики"

Четвертый этап мультимедиатизации СМИ и User Generated Content, как одна из его черт, вновь спровоцировали дискуссию о том, нужны ли журналисты обществу, каждая единица которого - перспективное мини-медиа, вещающее со страниц самиздата или в социальных сетях. Отдельное место в подобных разговорах занимают вопросы «Стоит ли называть журналистикой Instagram-блоггинг, ведение YouTube-канала или работу стрингеров» и нужно ли специальное образование или аккредитация для того, чтобы быть частью профессии.

Необходимость учиться на «журфаке» обсуждается часто и справедливо, ведь и у одного из лучших российских интервьюеров Владимира Познера, и у главных редакторов некоторых изданий - например, «Лайфхакера» - образование не журналистское. Дискуссии же об Instagram и аккредитации часто заканчиваются вопросом: что такое журналистика. Ведь это не только освещение событий, написание текстов и разговоры с объективом камеры, но и сопутствующие им ответственность, риски и возможности, которые отражены в ряде документов: российском медиаэтическом стандарте, законах о СМИ и кодексах профессиональной этики. Лучший способ понять их важность - обратиться к двум противоположным по содержанию картинам о том, как «создают» журналистские расследования и как снимают одноразовые ТВ-сенсации.

Spotlight/«В центре внимания» Тома МакКарти

"В центре внимания"
"В центре внимания"

Spotlight - это название рубрики в газете The Boston Globe, авторы которой в начале двухтысячных опубликовали серию расследований о педофилии в системе католической церкви. Одноименную картину 2015-го года, обладателя премии Оскар в номинации «Лучший фильм», написал и поставил Том МакКарти. Критики и журналисты отмечали в рецензиях, что одно из главных достоинств ленты - то, как трепетно и точно МакКарти показал будни журналистов с монотонным ресерчем, заваленными бумагами столами, попытками взять интервью и соблюдением норм Кодекса этики общества профессиональных журналистов США. То, что кажется бесполезным порождением бюрократии, на самом деле, - важный документ, который защищает интересы и репортеров, и их тех, чью деятельность они рассматривают, или у кого берут интервью. МакКарти несколько раз подчеркнул, что простые жители Бостона, как и должностные лица, были более благосклонны к героям, когда узнавали, что те работают в рубрике «Spotlight», специализировавшейся на расследованиях. Журналисты в свою очередь, отвечали обществу тем, что соблюдали законы и положения кодекса: ждали, когда суд рассекретит документы, не раскрывали источники, если те об этом просили, спрашивали можно ли записывать показания и указывать имя жертв.
В том числе из-за грамотной работы редакции, репортеров и юристов Globe, газета выиграла суд с церковью за право доступа к материалам дел нескольких священников, а расследование получило «Пулитцеровскую премию».

Nightcrawler/«Стрингер» Дэна Гилроя

"Стрингер"
"Стрингер"

Луи Блум из «Стрингера» - полная противоположность героям МакКарти. Его знакомство с индустрией теленовостей произошло на шоссе, когда команда стрингеров с максимально кровавых ракурсов снимала ДТП, чтобы продать кадры редактору, которой нужно поднять рейтинги канала. Вся картина - сатира на общество, что тянется к «хлебу и зрелищам», и индустрию новостей, как элементу потакающему этому обществу. При этом, тема журналистской этики, которая запрещает показывать лица жертв и незаконно добывать материалы («Избегать скрытых и прочих тайных методов сбора информации, за исключением тех случаев, когда традиционные открытые методы не обеспечивают жизненно важной для общества информации»), лишь раз упоминается выпускающим редактором, но теряется в потоке грязи.

Кодекс профессиональной этики и дополняющие его документы, вроде Медиаэтического стандарта, - черта, разделяющая Журналистику и просто распространение информации. Их положения обеспечивают правильную работу института СМИ, важная задача которого - донести информацию, которая представляет общественный интерес до аудитории. Обеспечивает, как дополнительными правами, вроде того, что журналист не поддается давлению государства, так и сдерживающими факторами, вроде критериев фактчекинга, отличающих труд журналистов от материалов работников «желтой прессы» и пропагандистов.