Незадолго до своей смерти во время юбилейного творческого вечера мэтр Евтушенко процитировал по одному из ведущих телеканалов стихотворение Иона Дегена, торжественно объявив, что это лучшее из написанного о войне, убив миллионную аудиторию немыслимой степенью цинизма, своего и авторского:
Мой товарищ, в смертельной агонии
Не зови понапрасну друзей.
Дай-ка лучше согрею ладони я
Над дымящейся кровью твоей.
Ты не плачь, не стони ты, мой маленький.
Ты не ранен, ты просто убит.
Дай-ка лучше сниму с тебя валенки.
Нам еще наступать предстоит.
Первые две строки стиха «Мой товарищ, в смертельной агонии / Не зови понапрасну друзей» вселяет полную безнадёгу, убивая веру не только во фронтовое братство, но и в людей вообще. Автор констатирует, что звать на помощь бессмысленно, всё равно никто не поможет. Взамен автор «лучшего» (!) стиха о войне предлагает умирающему бойцу согреть его (автора) своею дымящейся кровью. Садистское бессердечие, не правда ли?!
Вторая строфа ещё более мерзкая. В уничижительном обращении к фронтовому товарищу «Ты не плачь, не стони ты, мой маленький. / Ты не ранен, ты просто убит» звучит духовный вандализм. А заключительные строки «Дай-ка лучше сниму с тебя валенки. / Нам ещё наступать предстоит» – кощунственный гимн мародёрству. Бывает в жизни всякое. На фронте – тем более. Но нельзя же делать мародёра лирическим героем стихотворения, и втройне непростительно называть этот ужас из двух строф лучшим стихотворением о войне!
Спустя несколько месяцев дифирамбы в адрес этого, с позволения сказать, стиха эхом отозвались на страницах Общеписательской литературной газеты Международного сообщества писательских союзов. Всё тот же восторг – как под копирку. Нет сомнений в том, что при прежнем руководителе МСПС, авторе двух гимнов, истинном профессионале и большом патриоте Сергее Михалкове подобная публикация не могла состояться ни при каких обстоятельствах.
Строки, написанные в 1944-м году, Ион Деген прочитал в 1945-м со сцены ЦДЛ, будучи приглашённым на чтение стихов в числе других поэтов-фронтовиков. По словам самого Дегена, его не просто пропесочили, а растёрли в пыль. Хочется добавить – и правильно сделали! А председательствующий на этом мероприятии Константин Симонов, автор истинных шедевров о Великой Отечественной войне, деликатно дал понять Дегену, что ему рановато поступать в Литературный институт имени Горького.
Однако семьдесят лет спустя глашатай от поэзии провозгласил гражданина Израиля Иона Дегена отцом самого лучшего (!) стихотворения о войне. Зачем – догадаться нетрудно. Но это уже совсем другая история…