Найти в Дзене
Лариса Керчина

ГИМН МАРОДЁРСТВУ

Незадолго до своей смерти во время юбилейного творческого вечера мэтр Евтушенко процитировал по одному из ведущих телеканалов стихотворение Иона Дегена, торжественно объявив, что это лучшее из написанного о войне, убив миллионную аудиторию немыслимой степенью цинизма, своего и авторского:

Мой товарищ, в смертельной агонии
Не зови понапрасну друзей.
Дай-ка лучше согрею ладони я
Над дымящейся кровью твоей.

Ты не плачь, не стони ты, мой маленький.
Ты не ранен, ты просто убит.
Дай-ка лучше сниму с тебя валенки.
Нам еще наступать предстоит.

Первые две строки стиха «Мой товарищ, в смертельной агонии / Не зови понапрасну друзей» вселяет полную безнадёгу, убивая веру не только во фронтовое братство, но и в людей вообще. Автор констатирует, что звать на помощь бессмысленно, всё равно никто не поможет. Взамен автор «лучшего» (!) стиха о войне предлагает умирающему бойцу согреть его (автора) своею дымящейся кровью. Садистское бессердечие, не правда ли?!

Вторая строфа ещё более мерзкая. В уничижительном обращении к фронтовому товарищу «Ты не плачь, не стони ты, мой маленький. / Ты не ранен, ты просто убит» звучит духовный вандализм. А заключительные строки «Дай-ка лучше сниму с тебя валенки. / Нам ещё наступать предстоит» – кощунственный гимн мародёрству. Бывает в жизни всякое. На фронте – тем более. Но нельзя же делать мародёра лирическим героем стихотворения, и втройне непростительно называть этот ужас из двух строф лучшим стихотворением о войне!

Спустя несколько месяцев дифирамбы в адрес этого, с позволения сказать, стиха эхом отозвались на страницах Общеписательской литературной газеты Международного сообщества писательских союзов. Всё тот же восторг – как под копирку. Нет сомнений в том, что при прежнем руководителе МСПС, авторе двух гимнов, истинном профессионале и большом патриоте Сергее Михалкове подобная публикация не могла состояться ни при каких обстоятельствах.

Строки, написанные в 1944-м году, Ион Деген прочитал в 1945-м со сцены ЦДЛ, будучи приглашённым на чтение стихов в числе других поэтов-фронтовиков. По словам самого Дегена, его не просто пропесочили, а растёрли в пыль. Хочется добавить – и правильно сделали! А председательствующий на этом мероприятии Константин Симонов, автор истинных шедевров о Великой Отечественной войне, деликатно дал понять Дегену, что ему рановато поступать в Литературный институт имени Горького.

Однако семьдесят лет спустя глашатай от поэзии провозгласил гражданина Израиля Иона Дегена отцом самого лучшего (!) стихотворения о войне. Зачем – догадаться нетрудно. Но это уже совсем другая история…