Перехожу к самому тексту тантры, примечания переводчика убрал, т.к. он мог, по середине диалога, вставить пару страниц объяснений. Читать - совершенно не возможно, ощущение, как будто Парвати с Шивой беседуют, а этот умный товарищ, постоянно их перебивает:))).
Маханирвана тантра, начало - здесь.
Глава 1.
Шри Парвати сказала:
-О Бог богов, повелитель Вселенной, сокровищница милосердия, мой супруг, Ты мой господин, я всегда зависима от Тебя и всегда послушна Тебе. Без Твоего дозволения я не могу вымолвить ни слова. Если Ты благосклонен ко мне, позволь мне рассказать о том, что происходит в моем уме. Кто во всех трех мирах сможет рассеять мои сомнения, кроме Тебя, о Величайший? Ты один всеведущ и знаешь все шастры.
-Что Ты хочешь сказать мне, о Наимудрейшая, которую я люблю всем сердцем? Я расскажу Тебе все, даже самое сокровенное, даже то, что скрыто от Ганеши и от Сканды — повелителя небожителей. Разве есть во всех трех мирах что-нибудь, что может быть от Тебя скрыто. Ведь Ты — моя сущность. Между мной и Тобой нет никакой разницы. Ты так же вездесуща. Что же есть такое, чего Ты не знаешь, и почему Ты обращаешься ко мне так, словно не знаешь ничего?
Чистая Парвати, обрадованная этими словами Дэвы, почтительно склонилась перед ним и обратилась к Шанкаре с вопросом.
Шри Адья сказала:
О Бхагаван! Повелитель всего сущего, величайший из знатоков дхармы!
В прошлые юги Ты, о Милосердный, раскрыл через Брахму четыре Веды, которые наставляют во всякой дхарме и излагают правила жизни для всех каст и для всех этапов человеческого существования.
В первую югу люди практиковали йогу и яджны согласно Твоим повелениям и поэтому были добродетельны и угодны дэвам и предкам .
Благодаря изучению Вед, дхьяне, тапасу, обузданию органов чувств и милосердным поступкам, люди были энергичными, отважными, могучими, приверженными истинной дхарме, мудрыми, правдивыми и решительными. Хотя эти люди и были смертными, они уподоблялись богам и после смерти переходили в мир богов.
Цари не нарушали своих обещаний и неустанно заботились о защите своих народов. Они относились к женам своих подданных, как к своим матерям, а к их детям — как к своим собственным.
Люди в свою очередь придавали чужой собственности не больше значения, чем горсти праха и, преданно следуя своей дхарме, вели добродетельный образ жизни.
В то время не было лжецов, эгоистов, воров, злодеев, глупцов, у людей не было ни дурных мыслей, ни зависти, ни злобы, они не были склонны к обжорству или похоти. Все сердца были добры, а умы наполнены блаженством. Земля приносила обильный урожай всевозможного зерна, тучи проливали столько дождя, сколько было необходимо, коровы давали молоко в изобилии, деревья склонялись под тяжестью плодов.
Тогда не было ни преждевременных смертей, ни голода, ни болезней. Люди всегда были бодры, богаты, здоровы, с избытком одарены красотой и всевозможными талантами. Женщины были целомудренны и хранили верность своим мужьям. Брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры следовали традициям, дхарме и яджнам, соответствующим их положению, и достигали полного освобождения.
Когда период крита миновал и наступил период трета, Ты увидел, что дхарма пришла в упадок. Люди больше не могли удовлетворять свои желания с помощью ведийских обрядов, так как неуравновешенность и путаница в мыслях не позволяли им проводить эти обряды, сопряженные с большими трудностями и требующие сложных приготовлений. Их ум был постоянно охвачен тревогой, поэтому они не могли следовать ритуалам, однако еще не хотели отказаться от них.
Увидев это, Ты дал миру священное знание в виде смрити, которое объясняет смысл Вед человеку, слишком слабому, чтобы практиковать тапас и изучать Веды, и освобождает его от грехов, порождающих все виды страдания, горе и болезни. Кто, кроме Тебя, может быть человеку покровителем, защитником, спасителем, отцом и господином в этом страшном океане мира?
В двапара-югу люди отошли от правильного образа жизни, предписанного смрити, лишились половины дхармы, стали подвержены умственным и телесным болезням, но Ты снова спас их, дав им наставления самхит и прочие религиозные знания.
Теперь наступила кали-юга — век греха, когда дхарма уничтожена и повсеместно распространены порочные обычаи и обман. Люди следуют путем зла.
Веды потеряли свою силу, смрити забыто и многие пураны, рассказывающие истории прошлого и показывающие разные пути будут уничтожены. Люди отвернутся от религиозных обрядов.
Необузданные и обезумевшие от гордыни, они окажутся в плену у греха, похоти, чревоугодия, станут жестокими, бессердечными, грубыми в словах и лживыми. Их жизнь будет коротка и омрачена бедностью, болезнями и горем. Они будут уродливыми, слабыми, подлыми, глупыми, скупыми, приверженными к дурным привычкам и ко всему низменному, среди них распространятся воровство, клевета, злоба, раздоры, разврат, трусость и постоянные болезни.
Люди потеряют всякий стыд, перестанут отличать грех от добродетели и не будут бояться соблазнять чужих жен. Випры будут жить как шудры и пренебрегая своей собственной сандхьей, будут совершать жертвоприношения, свойственные низшим.
Жадные, склонные к дурным и греховным поступкам, лживые, дерзкие, невежественные, лицемерные, живущие за чужой счет, продающие своих дочерей, опустившиеся, отвергающие тапас и враты, они превратятся в еретиков и лицемеров, но будут считать себя мудрецами.
Для них, не имеющих ни веры, ни преданности, джапа и пуджа будут не более чем средством обманывать народ. Питаясь нечистой пищей и следуя дурным обычаям, они будут прислуживать шудрам, есть их пищу и гоняться за низкорожденными женщинами.
Они станут злыми и за деньги будут готовы продавать своих жен низкорожденным. Единственным признаком их брахманства останется священный шнур. Они не будут соблюдать никаких правил ни в еде и питье, ни в чем-либо другом. Они будут глумиться над священными текстами, мысль о праведной речи никогда не посетит их умы, они будут стремиться уничтожить добро.
Но Ты, на благо и для освобождения человека, создал тантры и множество агам и ни гам, которые обеспечивают как удовольствие, так и освобождение. Они содержат мантры и янтры и правила садханы богов и богинь.
Помимо этого, Ты дал описание разных видов ньясы, таких как сришти, стхити, различных сидячих поз, таких как «связанная» и «облегченная» позы лотоса. Ты описал три класса людей — пашу, вира и дивья, и божеств, благодаря которым достигается успех при использовании каждой из мантр.
Это Ты тысячью способов открыл людям обряды, включающие садхану с женщиной, обряды, в которых используются черепа или трупы , и те обряды, что совершаются сидя на погребальном костре.
Ты запретил пашу-бхаву и дивья-бхаву. Если в эту эпоху не может существовать пашу-бхава, то разве может существовать дивья-бхава?
Ведь пашу должен своими руками собирать листья, цветы и плоды и приносить воду, он не должен смотреть на шудр и не должен допускать даже мысли о женщине.
С другой стороны, дивья — это тот, кто обладает всеми достоинствами дэвы, хотя не является дэвой. Его сердце чисто, для него не существует разницы между противоположными явлениями, он не привязан ни к чему мирскому, одинаково обращается со всеми существами и все прощает.
Как могут люди, испорченные этим веком, с их беспокойным умом, склонные ко сну и лени, обрести чистоту помыслов?
Ты открыл им правила вира-садханы в отношении панчататтвы, куда входят вино, мясо, рыба, поджаренное зерно и сексуальная связь между мужчиной и женщиной.
Но поскольку люди кали-юги полны жадности, похоти и чревоугодия, они будут пренебрегать этой садханой и впадать в грех. Одни будут напиваться, идя на поводу у своих чувственных желаний, и, обезумев от пьянства, потеряют всякое представление о добре и зле.
Другие будут насиловать чужих жен. Некоторые станут мошенниками. Некоторые, ослепленные похотью, будут готовы вступить в связь с любой женщиной кем бы она не была.
Обжорство и пьянство приведут многих к болезням, и люди лишатся силы и разума. Обезумевшие, они будут находить свою гибель в озерах и ямах, в непроходимых лесах, падая с гор и с крыш домов.
Одни будут немыми, как трупы, другие будут непрерывно болтать, а некоторые будут ссориться со своими родственниками и со старшими. Эти жестокие люди будут совершать злые дела и разрушать дхарму.
О Повелитель! Я боюсь, что даже то, что Ты дал людям для их блага, они обернут во зло.
О Владыка Вселенной! Кто станет практиковать йогу и ньясу, кто станет петь гимны, рисовать янтры и выполнять пураш-чарану?
Под влиянием кали-юги человек станет по самой своей природе порочным и склонным ко всем вилам греха.
О покровитель всех несчастных! Будь милосерден и скажи, как без чрезмерных страданий обрести долгую жизнь, здоровье и энергию, увеличить силу, мужество, знания, разум и счастье?
Что нужно людям, чтобы стать могучими, отважными и чистыми сердцем, слушаться родителей, не искать любви чужих жен, но хранить верность своим, заботиться о благе соседей, уважать богов и учителей, лелеять своих детей и близких, обрести знание Брахмана, стать искусными в этом знании и постоянно размышлять о Брахмане.
О Господин! Ради блага мира расскажи, что должны и что не должны делать люди каждой касты, на каждом этапе жизни. Ведь кто, кроме Тебя, может быть их покровителем во всех трех мирах?