Найти в Дзене
Михаил Ванеев

Видео бум под крылом комсомола

Хоть я никогда и не был в рядах комсомола, но имел прямое отношение к одной из очень интересных страниц его истории. Пусть и нелепой, но правдивой истории, которая уже никогда не повторится.

Хит видеосалонов "Во всём виноват Рио".
Хит видеосалонов "Во всём виноват Рио".

В середине 80-х в стране под названием СССР, в Новосибирске под крылом комсомола и фонда молодёжной инициативы, начинался самый настоящий «пиратский видеобум». За это крыло, предоставленные билеты, а главное, литовку фильмов для видео-показа, разумеется, нужно было делиться. Литовка — традиционное название большой русской косы, которой косят, не нагибаясь. В Советском Союзе это очень точно подходило к названию процесса согласования с цензурой. На литовку подавались списки, от начала и до конца состоявшие исключительно из «пиратских» копий фильмов, ввезённых нелегально в страну, другими такими же партийными деятелями (не партийные в то время за рубеж в капстраны не выезжали), что само по себе было полной нелепостью.

Вставки для афиши видеосалона гостиницы «Восток» на Богдана Хмельницкого 42. 1988 год.
Вставки для афиши видеосалона гостиницы «Восток» на Богдана Хмельницкого 42. 1988 год.

«Залитованный» синей печатью комсомольских деятелей, драгоценный список «пиратских фильмов» (разрешённых к показу) должен был находиться на «точке» (в переводе на сегодняшний жаргон «локация»), как оберег, на случай проверки «органами». Но, что совершенно не удивительно, в «органах» были свои списки и свои взгляды на то, что из «пиратского» разрешать, а что запрещать.

-3

Процедура открытия салона была очень проста: находишь и договариваешься с помещением (с локацией) за символическую арендную плату в месяц, заходишь за разрешением в райком комсомола, ставишь печать у пожарника, печать в СЭС и вперёд. Притаскиваешь видеомагнитофон, телевизор, усилитель с парой колонок, вешаешь на входе афишу, написанную фломастером от руки, и народ пошел. Никаких тебе продвиженцев в соцсетях, лайков, репостов и подписчиков!

Ценовая политика видеосалонов: 1 рубль хорошо, а 1 рубль 50 копеек – лучше. 

-4

Тот, кто ходил во времена СССР в кино, прекрасно помнит и знает что такое «удлинённый сеанс» и «двухсерийный фильм» (за фильмы, на которые расход киноплёнки превышал стандартные полтора часа, мы платили как за каждую серию). Так почему бы и тут не удлинить сеанс, а вместе с ним, и прибыль. Только вместо «Сибирь на экране» на сеансе для взрослых включали на 30 минут мультики «Том и Джерри». Из сотни человек, которые приходили на сеанс для взрослых на телевизоре «Витязь» с размером экрана 51 см, 2-3 человека, отдавая 1,5 рубля, бухтели себе под нос: «а может без журнала», – на что напрашивался ответ: «Надо Федя! Надо!» На такие фильмы, как «Съеденные заживо» или «Греческая смоковница» – в зал набивалось человек 100, уставившихся в кинескоп размером в 51 см! Такое забыть невозможно!

-5

С наплывом видеомагнитофонов, которому способствовали кузбасские шахтёры, получавшие в обмен на уголь японские видеомагнитофоны и телевизоры, наступил новый и не менее интересный и авантюрный этап видеопрокатов, оптовых продаж видеокассет и DVD дисков. Сначала «пиратских», а, с 1994 года, и первых в России лицензионных, и вместе с этим наступило время борьбы «органов» с видеопиратством, по своей организации такое же нелепое, как и «литовка». При отсутствии полномочий от правообладателей, полном незнании отличий пиратской видеозаписи от лицензионной и тупиковыми судебными заседаниями, не останавливали эту ни к чему не ведущую «борьбу».

Моя видеодеятельность (с 1997 года исключительно лицензионная)
окончательно завершилась в начале 2000-х. В результате конфликта холдинга «Медиа-Мост» с властями, у этой частной компании сменился собственник: им стал «Газпром-Медиа», ему перешли все медийные активы «Моста». Холдинг был ликвидирован решением Московского апелляционного арбитражного суда.
Вместе с этим прекратило свою работу первое и последние в России
эксклюзивное соглашение между «Warner Home Video», «Мост-Видео» о продаже прав для проката dvd дисков.

В России цивилизованная система прокатов DVD дисков оказалась невостребованной.
В России цивилизованная система прокатов DVD дисков оказалась невостребованной.

© Art Direction & Photographer Mikhail Vaneev / Waniewski