Двигатель - сердце танка.
Питается оно бензином или дизелем. Во время Второй Мировой во всех странах, массово производивших бронетехнику, были свои технологии силовых агрегатов.
Но в большинстве своём, все начинали с бензиновых двигателей. Маленькая справка: первый серийный танк с дизельным двигателем выпустили японцы.
Это был средний Тип 89.
Движки всегда были неотъемлемой частью танков, их слабым местом и основной заботой механиков. По мере развития танкостроения менялись и силовые агрегаты. В каких-то странах конструкторы из кожи вон лезли, чтобы облегчить работу с движками, а где-то единственным вопросом была лишь мощность. В этом случае частенько рождались адские машины, заставлявшие экипаж вешаться от частых поломок и перегревов. Тут-то кажется, что с топливной системой вообще всё просто, что ей занимались по остаточному принципу.
Но нет. Неудачная конструкция или непродуманное расположение топливных баков могли стать причиной пожара с не меньшей вероятностью, чем "коктейль Молотова", угодивший в боевое отделение. Помните, что технологии в 30-е годы были другими. Тогда нельзя было пойти в магазин запчастей и купить крепкий, гибкий и надёжный топливный шланг. Если вы разбираетесь в авто, то понимаете, что тема двигателей и топливной системы - не математика в дошкольной группе. А тогда всё было грубее, сложнее и непродуманнее.
Первым действительно серьёзным конфликтом, в ходе которого удалось обкатать и испытать танки в боях, стала гражданская война в Испании. Там столкнулись лёгкие танки из СССР и Германии. В массе недочётов конструкции того же Т-26 выяснилось, что через воздухозаборник / радиатор в корме танка можно легко поджечь бензиновый движок, благодаря чему танк в считанные секунды превращался в факел. Казалось бы: ценный боевой опыт, ясные задачи. Но в силу конструкционных недостатков получилось сделать только одно: установить решётку. Да и та мало помогала. В Финляндии множество советских танков было сожжено именно "коктейлями Молотова" (название придумали финны).
Вообще, даже сейчас можно сжечь танк, если бросить бутылку огнесмеси на радиатор (если там не будет огнетушителя). Старые же танки страдали нехваткой герметичности и ненадёжностью двигателей в этом плане.
Вообще, танки тех лет чаще сначала загорались от попаданий, нежели сразу взрывались. Поэтому, танкистам всегда было важно сохранять расторопность в бою. У многих даже имелась привычка не запирать люки, чтобы покинуть танк за несколько секунд. На официальном уровне было важно, чтобы форма танкистов имела мало торчащих элементов, которыми можно зацепиться. Было достаточно всего одной пули или осколка, которые могли перебить топливопровод и тогда горящий бензин устремлялся прямо в боевое отделение. А через несколько мгновений огнём охвачены уже двигатель и баки. И даже если повреждение топливной системы обходилось без начала пожара, танкисты всё равно часто покидали небезопасную боевую машину. Даже при наличии огнеупорных костюмов у бойцов, нельзя было оставаться в танке, где начался пожар. Они лишь не давали простой одежде мгновенно вспыхнуть.
Ходят легенды о том, что американский танк М4 "Шерман" превосходно горел и вспыхивал от любого попадания. На самом деле, не любого, но двигатели ранней модели на этих танках были очень пожароопасными. А ещё есть миф о том, что танки с дизельными движками не горели. Я вас огорчу: дизели реже вспыхивали от паров топлива, чем бензиновые, но при контакте с раскалённым металлом и открытым огнём дизель горел так же исправно.
Вообще, риск сгореть в собственной машине делает судьбу танкистов незавидной, но куда больше из скорбной чаши отпивали экипажи огнемётных танков. Тем было необходимо приближаться к врагам на десяток-два метров и вместо снарядов у них была огнесмесь - горючая, липкая и почти не гаснущая. А ещё огнемётчиков ненавидели и почти никогда не брали в плен.
Пожар в танке это кошмар. Танк превращается в печь, а экипаж сгорает заживо как дрова в топке. Был танк - стал крематорий на гусеничном ходу.