Найти тему
Splash Attack!

Почему провалилась PlayStation Vita? И почему Nintendo Switch так успешен в той же нише.

Оглавление

Продажи гибридной консоли от Nintendo продолжают уверенно расти и уже преодолели рубеж в 41 миллион проданных устройств. Солидный результат за три года продаж. Для сравнения, последняя портативка от Sony за 8 лет смогла наскрести только 16 миллионов.

На первый взгляд эти устройства кажутся очень похожими, но почему же одно из них доминирует в чартах продаж, а другое оказалось никому не нужна и очутилась на свалке истории? Давайте разбираться.

Запуск

Старт жизненного цикла новой консоли играет очень важную роль в её дальнейшем успехе. И вот у Vita со стартом возникли трудности. Мало того что 3G версия стоила 300 вечнозелёных американских президентов, так к ней ещё нужно было купить оригинальную карту памяти от Sony с совершенно конским ценником, который мог доходить до 120 баксов за 32гб.

Энтузиасты конечно смогли впоследствии изобрести адаптеры для обычных MicroSD, но поначалу приходилось раскошеливаться на фирменные карты от Сони.
Энтузиасты конечно смогли впоследствии изобрести адаптеры для обычных MicroSD, но поначалу приходилось раскошеливаться на фирменные карты от Сони.

И ко всему прочему в первые месяцы продаж эти карты были дефицитным товаром, разжиться которым удавалось далеко не всем. Нинтендо же не стала изобретать велосипед, и просто позволила использовать карточки сторонних производителей.

Игры

Но чёрт с ним, с запуском, ведь главное в платформе это игры, и вот тут стратегия двух игровых гигантов различается особенно сильно. Sony понимали, что ключ к успеху кроется в эксклюзивах и постарались наполнить библиотеку Vita именно ими. Вот только о грамотном позиционировании этих игр Сони не подумали. В итоге игроки получили кучу необязательных портативных ответвлений, вроде младшей версии Uncharted – Golden Abyss, такой же младшей и необязательной Killzone – Mercenaries, проходной и посредственной Resistance: Burning Skies.

Ни одной по настоящему громкой игры-события, ради которой миллионы побегут в магазин за приставкой так и не подвезли, лишь эрзац версии больших хитов с PS3, которые, не спорю, были хорошими, но не 10/10, о Господи, кидаем все деньги в монитор.

Единственной годной оригинальной игрой для Виты стала Gravity Rush. Впоследствии её перенесут на PlayStation 4.
Единственной годной оригинальной игрой для Виты стала Gravity Rush. Впоследствии её перенесут на PlayStation 4.

Nintendo же со Свичём решила ударить со всех орудий и выпустила на консоли полноценные номерные части своих известных серий: настоящую полновесную Легенду о Зельде с высочайшими оценками от прессы и игроков, такую же большую номерную часть Марио - Odyssey, новые части Mario Kart и Pokémon, и Astral Chain от Platinum Games. Сейчас же на горизонте маячит третья часть Bayonetta, продолжение Legend of Zelda: Breath of the Wild и полновесный новый Metroid Prime. Никаких скидок на портативность. И тут мы подошли к наиболее важному пункту различий между PS Vita и Switch.....

Breath of the Wild стала той самой игрой-событием, приковавшей внимание народных масс к Свичу. Причём доступна она была с самого запуска консоли.
Breath of the Wild стала той самой игрой-событием, приковавшей внимание народных масс к Свичу. Причём доступна она была с самого запуска консоли.

Поддержка

Речь пойдёт даже не о поддержке сторонних разработчиков и издателей, а о том как платформодержатель поддерживает своё собственное устройство контентом. Sony просто физически не могли выделить на создание игр для портатива свои самые главные и талантливые студии, ведь их задача - творить блокбастеры для основых консолей семейства PlayStation. В итоге над экзами Виты были заняты подмастерья и вспомогательные команды.

Nintendo же не нужно было распылять своё внимание между несколькими устройствами и все внутренние студии разработки были задействованы в создании игр для Switch. А уже потом, видя большую потенциальную аудитории подтянулись и независимые издатели.

Vita же, из-за малых продаж оказалась не интересна сторонним студиям. Вот даже анонсированный для неё Bioshock потом втихаря отменили.
Vita же, из-за малых продаж оказалась не интересна сторонним студиям. Вот даже анонсированный для неё Bioshock потом втихаря отменили.

Позиционирование

Кто бы что ни говорил, но позиционирование Свича именно как гибридной, а не полностью портативной консоли очень поспособствовало успеху большой N. Да большинство берёт Свич ради портативности, но всё же возможность подключить её к телевизору нехило добавляет баллов устройству в глазах покупателя.

Режим TV ещё и даёт простор для манёвра в спорах ярым фанатам Nintendo. Когда им это удобно Switch становится портативом, когда нет - полноценной консолью.
Режим TV ещё и даёт простор для манёвра в спорах ярым фанатам Nintendo. Когда им это удобно Switch становится портативом, когда нет - полноценной консолью.

И уже не так жалко выложить за консоль 300 баксов, в то время как Vita с такой же ценой не выглядела столь желанной, ведь добавив всего 50 долларов в 2012 году можно было взять старшую консоль PS3. У неё и графоний приличней и библиотека игр пожирней.

Изменились внешние условия рынка

Эти две консоли появились в слишком разные временные периоды. В 2011-2012 годах казалось, что игры на смартфонах вот вот догонят по качеству хардкорные платформы. Выходили графонистые игры вроде N.O.V.A 3 и Infinity Blade II , появлялись мобилные части таких известных серий, как Dead Space и Assassin's Creed, словом чувствовался потенциал.

Смартфоны тогда сильно шагнули вперёд в качестве картинки.
Смартфоны тогда сильно шагнули вперёд в качестве картинки.

А вот к 2017 году уже стало понятно, что мобильный гейминг скатился в пучину донатного Free-to-play мусора и никаких мощных AAA релизов от него ждать не стоит. И вот тут то Switch дал народу столь вожделенную альтернативу, перенеся блокбастеры в портативный формат. И оказалось, что немалая часть аудитории не прочь погонять в Skyrim, Witcher 3 или Dark Souls сидя в автобусе или очереди к врачу.

Вместо эпилога

В конце концов сама Sony забила болт на Виту и прекратила её поддержку, сконцентрировавшись на PS4. И это печально, ибо Vita была очень приятным и крутым устройством с огромным потенциалом. Однако ситуация на рынке сложилась не в её пользу и теперь в сфере портатива безраздельно властвует Нинтендо. Сони больше не планирует выходить на рынок портатива, а кроме неё конкурировать с Nin, особо никто и не может.