Продажи гибридной консоли от Nintendo продолжают уверенно расти и уже преодолели рубеж в 41 миллион проданных устройств. Солидный результат за три года продаж. Для сравнения, последняя портативка от Sony за 8 лет смогла наскрести только 16 миллионов.
На первый взгляд эти устройства кажутся очень похожими, но почему же одно из них доминирует в чартах продаж, а другое оказалось никому не нужна и очутилась на свалке истории? Давайте разбираться.
Запуск
Старт жизненного цикла новой консоли играет очень важную роль в её дальнейшем успехе. И вот у Vita со стартом возникли трудности. Мало того что 3G версия стоила 300 вечнозелёных американских президентов, так к ней ещё нужно было купить оригинальную карту памяти от Sony с совершенно конским ценником, который мог доходить до 120 баксов за 32гб.
И ко всему прочему в первые месяцы продаж эти карты были дефицитным товаром, разжиться которым удавалось далеко не всем. Нинтендо же не стала изобретать велосипед, и просто позволила использовать карточки сторонних производителей.
Игры
Но чёрт с ним, с запуском, ведь главное в платформе это игры, и вот тут стратегия двух игровых гигантов различается особенно сильно. Sony понимали, что ключ к успеху кроется в эксклюзивах и постарались наполнить библиотеку Vita именно ими. Вот только о грамотном позиционировании этих игр Сони не подумали. В итоге игроки получили кучу необязательных портативных ответвлений, вроде младшей версии Uncharted – Golden Abyss, такой же младшей и необязательной Killzone – Mercenaries, проходной и посредственной Resistance: Burning Skies.
Ни одной по настоящему громкой игры-события, ради которой миллионы побегут в магазин за приставкой так и не подвезли, лишь эрзац версии больших хитов с PS3, которые, не спорю, были хорошими, но не 10/10, о Господи, кидаем все деньги в монитор.
Nintendo же со Свичём решила ударить со всех орудий и выпустила на консоли полноценные номерные части своих известных серий: настоящую полновесную Легенду о Зельде с высочайшими оценками от прессы и игроков, такую же большую номерную часть Марио - Odyssey, новые части Mario Kart и Pokémon, и Astral Chain от Platinum Games. Сейчас же на горизонте маячит третья часть Bayonetta, продолжение Legend of Zelda: Breath of the Wild и полновесный новый Metroid Prime. Никаких скидок на портативность. И тут мы подошли к наиболее важному пункту различий между PS Vita и Switch.....
Поддержка
Речь пойдёт даже не о поддержке сторонних разработчиков и издателей, а о том как платформодержатель поддерживает своё собственное устройство контентом. Sony просто физически не могли выделить на создание игр для портатива свои самые главные и талантливые студии, ведь их задача - творить блокбастеры для основых консолей семейства PlayStation. В итоге над экзами Виты были заняты подмастерья и вспомогательные команды.
Nintendo же не нужно было распылять своё внимание между несколькими устройствами и все внутренние студии разработки были задействованы в создании игр для Switch. А уже потом, видя большую потенциальную аудитории подтянулись и независимые издатели.
Позиционирование
Кто бы что ни говорил, но позиционирование Свича именно как гибридной, а не полностью портативной консоли очень поспособствовало успеху большой N. Да большинство берёт Свич ради портативности, но всё же возможность подключить её к телевизору нехило добавляет баллов устройству в глазах покупателя.
И уже не так жалко выложить за консоль 300 баксов, в то время как Vita с такой же ценой не выглядела столь желанной, ведь добавив всего 50 долларов в 2012 году можно было взять старшую консоль PS3. У неё и графоний приличней и библиотека игр пожирней.
Изменились внешние условия рынка
Эти две консоли появились в слишком разные временные периоды. В 2011-2012 годах казалось, что игры на смартфонах вот вот догонят по качеству хардкорные платформы. Выходили графонистые игры вроде N.O.V.A 3 и Infinity Blade II , появлялись мобилные части таких известных серий, как Dead Space и Assassin's Creed, словом чувствовался потенциал.
А вот к 2017 году уже стало понятно, что мобильный гейминг скатился в пучину донатного Free-to-play мусора и никаких мощных AAA релизов от него ждать не стоит. И вот тут то Switch дал народу столь вожделенную альтернативу, перенеся блокбастеры в портативный формат. И оказалось, что немалая часть аудитории не прочь погонять в Skyrim, Witcher 3 или Dark Souls сидя в автобусе или очереди к врачу.
Вместо эпилога
В конце концов сама Sony забила болт на Виту и прекратила её поддержку, сконцентрировавшись на PS4. И это печально, ибо Vita была очень приятным и крутым устройством с огромным потенциалом. Однако ситуация на рынке сложилась не в её пользу и теперь в сфере портатива безраздельно властвует Нинтендо. Сони больше не планирует выходить на рынок портатива, а кроме неё конкурировать с Nin, особо никто и не может.