Найти тему
Моллы.Ру

Россияне накатались на «Карусели». Одна из крупнейших продуктовых сетей закроет 50 гипермаркетов

Оглавление

Российские гипермаркеты продолжают постепенно терять посетителей и торговую выручку, и одной из первых жертв перемен на продуктовом рынке становится «Карусель», проработавшая на рынке более 15 лет. Владеющая также «Пятерочкой» и «Перекрестком» компания X5 Retail Group в течение долгого времени пыталась спасти свое слабое звено, но в итоге фактически признала поражение. Покупатели разочаровались в «Карусели», и в ближайшие два года более 50 магазинов одной из крупнейших в России сетей гипермаркетов прекратят работу, а другие останутся в качестве эксперимента.

Что происходит с «Каруселью» по данным на 2020 год?

Гипермаркет "Карусель"
Гипермаркет "Карусель"

Решение о расформировании сети было принято в сентябре 2019 года. Согласно заявленным планам ритейлера, полностью закрыты будут 20 гипермаркетов, демонстрирующих самые слабые показатели по рентабельности и чистой прибыли. Не секрет, что в уже несколько кварталов подряд сеть теряет покупателей и выручку, что особенно заметно на фоне стремительного роста «Перекрестка» и «Пятерочки». Первые закрытия в регионах начались уже в декабре 2019 года - новостные агентства сообщали о планах по закрытию магазинов в Московской области, Казани, Санкт-Петербурге и других городах.

Еще 34 гипермаркета будут закрыты, чтобы перейти под бренд «Перекресток». Эксперимент по ребрендингу был запущен еще в 2018 году и в результате был признан успешным. С открытием вместо «Карусели» «больших Перекрестков», то есть супермаркетов увеличенного формата до 3-4 тысяч квадратных метров, выручка в магазинах начала расти. Потестировав смену бренда в нескольких магазинах в Москве и Санкт-Петербурге, в X5 решили масштабировать проект по всей России. Видимо для потребителя бренд «Перекресток» оказался привлекательнее в целом.

А помните, с чего все начиналось?

Гипермаркет Карусель, линия касс.
Гипермаркет Карусель, линия касс.

Кстати, бизнес «Карусели» не всегда был связан с X5 Retail. К 2004 году независимая на тот момент сеть насчитывала 24 гипермаркета и была одной из лучших на рынке с годовой прибылью в размере около 20 млн долларов. За возможность развивать новый для себя формат собственник «Пятерочки» заплатил почти $1 млрд.

Очень быстро сеть начала расти как на дрожжах, благодаря многомиллиардным инвестициям, и увеличилась до 50 гипермаркетов. Любопытно, что 15 магазинов новой сети достались за счет ребрендинга... тех самых супермаркетов «Перекресток». Так в то время верили в быстрорастущий крупный формат, который привлекал покупателей широким выбором, а ритейлеров - самым высоким средним чеком.

И как пытались спасти «Карусель», но не получилось

Новые гипермаркеты активно открывались в российских городах вплоть до 2017 года, пока падение трафика не стало совсем заметным и не достигло критической отметки. На тот момент число магазинов торговой сети перевалило за 90, и стало понятным, что будущее точно не за крупным форматом. Владельцы «Карусели» активно продвигали собственную программу лояльности для постоянных покупателей, запустили услугу «закажи и забери», а также пересмотрели формат и решили открывать магазины уменьшенной площади в более проходных локациях. Но покупатели продолжали уходить.

В 2017 году, инвестировав очередные сотни миллионов, собственники бизнеса представили качественно новую концепцию сети с новым интерьером, навигацией и ассортиментом и открыли несколько обновленных гипермаркетов, которые должны были послужить драйвером для улучшения основных показателей сети. А в 2018 году был представлен новый фирменный стиль «Карусели». Но сколько бы это не продолжалось, в первом полугодии 2019 года сеть потеряла еще 3% покупателей. И это стало последней каплей.

Новый формат Карусели.
Новый формат Карусели.

И что будет с оставшимися гипермаркетами?

На самом деле, отказ от развития сети гипермаркетов не должен сильно сказаться на основных операционных показателях X5 Retail, считают эксперты рынка. Напротив, они приветствуют желание ритейлера реформатировать сложный актив. На сегодняшний день в бизнесе компании выручка «Карусели» приносит лишь 5% от всего объема продаж, в то время как на «Перекресток» приходится 15%, а на «Пятерочку» - 80%.

Но остается нерешенным и еще один вопрос. Компания приняла решение пока что сохранить 34 из 91 гипермаркета, на которых будет экспериментировать с форматом. Сообщалось, что «Карусель» может стать и гастромаркетом с винными барами, детскими зонами и открытой кухней, и сдавать часть площадей другим ритейлерам в формате shop-in-shop. Ожидается, что в смену форматирования может быть вложено еще 5 млрд. Но сможет ли бренд выжить, пока неизвестно. Возможно, уже в 2020 году решение о сохранении части гипермаркетов под вывеской «Карусель» будет пересмотрено.