Ставка акциза на бензин в России с 1 января выросла на 3,6% - с 12,314 тыс рублей до 12,752 тыс. рублей за тонну, на дизельное топливо - на 3,4%, с 8,541 тыс. рублей до 8,835 тыс. рублей за тонну. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Минэнерго не ожидают резкого роста цен на бензин в текущем году. Опрошенные RNS эксперты считают, что рост цен должен быть в пределах инфляции, однако факторы более сильного роста все же полностью исключать нельзя.
По мнению замглавы ФАС Анатолия Голомолзина, рост цен на топливо в этом году будет находится на уровне инфляции.
«Если говорить о розничных ценах, то статистика говорит, что динамика цен близка к темпам инфляции. Иногда она может опережать, иногда отставать, в итоге по году - средний темп инфляции», — отметил Голомолзин, добавив, что в настоящее время ФАС не видит факторов для роста цены на бензин выше темпов инфляции.
В свою очередь, министр энергетики Александр Новак отметил, что стабильности цен на топливо в 2020 году удастся добиться благодаря так называемом «демпфирующему механизму», который действует в рамках налогового маневра в нефтяной отрасли России.
«Уверены, что ситуация с ценами на топливо будет стабильной на протяжении всего следующего года с учетом планового роста инфляции», - подчеркнул Новак. Директор отдела корпораций рейтингового агентства Fitch Дмитрий Маринченко также отмечает, что предпосылок для существенного роста цен на бензин и дизельное топливо в 2020 году нет. По его мнению рост акцизов сам по себе может привести к небольшому удорожанию топлива в пределах 1%
«Механизмы стабилизации цен ("демпфер") должны сгладить влияние снижения экспортной пошлины на нефти и нефтяных котировок на внутренние цены, хотя этого может быть недостаточно в случае резкого роста цен на нефть. В целом по году мы ожидаем роста цен на топливо в пределах инфляции», - отметил эксперт.
По мнению главного аналитика «БКС Премьер» Антона Покатовича, рост цен на топливо в 2020 году останется вблизи инфляции - на уровне 3-4,5%. При этом нефтяники продолжат удерживать рост топливных цен, а государство субсидировать нефтяные компании. «Демпфирующий механизм» также будет оказывать на ценовую динамику сдерживающее воздействие.
«Ценовая динамика на внутреннем топливном рынке в 2020 году продолжит формироваться в рамках госрегулирования, близкого к режиму ручного управления. В этих условиях мы ожидаем, что рост цен на топливо останется вблизи инфляции на уровнях 3-4,5%».
Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков согласился с коллегами, отметив, что правительство имеет возможность корректировать объемы выплат нефтяным компаниям по "демпфирующим" надбавка.
По словам Юшкова, рост цены на топливо выше уровне инфляции возможен только в том случае, если мировые цены на нефть резко снизятся, и в бюджете России не будет необходимых средств для выплаты обратных акцизов.
«В ситуации, когда большая часть цены на бензин формируется за счет налоговых, получается так, что падение цен на нефть может привести к росту цены на бензин в России», - констатировал эксперт.
Тем не менее, по его словам, резкое снижение цены на нефть маловероятно, скорее всего она будет находиться на комфортном для российского бюджета уровне - $50-60 за баррель.
В свою очередь, Покатович отметил, что резкий рост цен на топливо может случится и при значительном увеличении спроса на внутреннем рынке.
«При изменении фундаментальной картины внутреннего топливного рынка и значительного увеличения объемов внутреннего спроса, рынок может снова развернуться от профицита к дефициту, что также отразится ростом розничных цен. При таком развитии событий топливо в 2020 году может подорожать на 7-10%», - констатировал эксперт.