Аналитический центр ТЭК (АЦ ТЭК) при Минэнерго России основан в 2015 году по инициативе министра энергетики РФ Александра Новака. Непосредственно формированием организации занимался нынешний заместитель министра Павел Сорокин, который до создания АЦ ТЭК работал в Morgan Stanley в ранге вице-президента и главного аналитика по нефтегазовому сектору России и Восточной Европы. Новая аналитическая структура была задумана как think-tank (с англ. аналитический центр, фабрика мысли), предназначением которой стала аналитическая поддержка Минэнерго России по самому широкому кругу вопросов, касающихся российского и мирового топливно-энергетического комплекса.
Павел Сорокин, заместитель министра энергетики РФ, основатель Аналитического центра при Минэнерго России
«Идея создания АЦ ТЭК заключается в том, чтобы обеспечить аналитическую поддержку Минэнерго, увеличить продуктивность взаимодействия между министерством и рынком и по мере сил поспособствовать позитивной трансформации российской нефтегазовой отрасли. К тому же, это прекрасная возможность применить накопленный опыт ведущих аналитиков для содействия решению актуальных задач ведомства».
Задачи не заставили себя ждать. Практически сразу после создания Центр совместно с Минэнерго приступил к проработке соглашения об ограничении добычи нефти — соглашения, которое позже станут называть «сделка ОПЕК+». Как отмечают эксперты, сложно переоценить влияние договоренностей на стабилизацию нефтяного рынка начиная с 2016 года и по настоящее время.
Ольга Гусева, главный специалист
«Рынок нефти — один из самых динамичных и постоянно развивающихся, так что работа над соглашением ОПЕК+ — это регулярный мониторинг и анализ глобальной ситуации. При анализе сделки мы разрабатываем и используем модели спроса и предложения нефтяного рынка, а также модели смежных отраслей и отдельных компаний, оценивая эффекты от возможных сценариев развития ситуации. При этом мы регулярно взаимодействуем с крупнейшими российскими нефтяными компаниями и принимаем участие в обсуждениях с отраслевыми аналитиками из других стран. Центр постоянно находится в поиске новых подходов к оценке рынков, совершенствует существующие и разрабатывает новые финансовые и операционные модели, причем как глобальные, так и страновые.
Результаты нашей работы находят свое отражение в решениях, которые принимаются на самом высоком уровне. Это заряжает мотивацией, заставляет развиваться и постоянно придумывать что‑то новое. Кроме того, работа в АЦ ТЭК — это не просто деятельность на благо отдельной компании: например, моделируя ситуации для соглашения ОПЕК+, мы ищем решения, которые принесут наибольшую выгоду не только для компаний в нефтяной отрасли, но и для всей страны в целом».
Конечно же, задачи АЦ ТЭК не ограничиваются подготовкой соглашения ОПЕК+. Аналитический центр активно вовлечен в работу над такими стратегическими вопросами Минэнерго России, как стимулирование добычи нефти в РФ, стимулирование развития газо- и нефтехимии, роста производства СПГ.
Анна Герасимова, директор проекта
«Тема монетизации запасов и стимулирования добычи огромна и состоит из очень большого количества специальных задач. Классифицировать их достаточно сложно: задачи могут касаться как отдельных активов (например, Приобское или Самотлорское месторождения), так и целых регионов (Арктика или Западная Сибирь) или всего сектора.
Зачастую компании приходят в Минэнерго с инициативой, например, попросить фискальные стимулы для поддержки падающей добычи или развития неосвоенного пока региона. В таком случае, мы выступаем в роли независимого эксперта: оцениваем, насколько такая инициатива действительно разумна, принесет ли доход бюджету, как отразится в целом на секторе и на экономике. Важно, с одной стороны, по максимуму использовать ресурс компании в части операционных данных и при этом остаться независимым консультантом.
Для аналитиков самый интересный этап — это, конечно, модель. Каждый раз мы задаемся вопросами: как изменится профиль добычи компании от предоставления льготы, как стоимость скважины будет меняться во времени и так далее… Но это все внутренняя кухня: конечным продуктом всегда является презентация, которую не стыдно показать министрам — и энергетики, и финансов. Ведь нашим главным оппонентом в вопросах стимулирования зачастую выступает Минфин, для которого критически важно, чтобы выпадающие доходы бюджета РФ от предоставления компании льгот были компенсированы в будущем.
Часто бывает, что по результатам анализа большого количества разных вариантов стимулирования актива первоначальная презентация может получиться размером в 40–50 слайдов. Далее проект обсуждается на более высоком уровне, и с учетом пожеланий по доработке от него остается пятая часть. Это не значит, что остальные 80% были плохими — как раз наоборот, они позволили понять, какие конкретные параметры оптимальны для решения существующей проблемы.
Когда принималось решение о том, какие льготы дать проекту «Восток Ойл» (прим.: новый арктический кластер «Роснефти» в Красноярском крае), мы обсчитали не меньше пяти совершенно разных фискальных условий. Это, конечно, потребовало много времени и терпения, но удовлетворение от участия в принятии решений такого масштаба того стоило».
Мария Пирожкова, директор проекта
«В части монетизации запасов природного газа работа носит несколько иной характер. Сегодня (и в будущем) спрос на газ является наиболее быстрорастущим (среди ископаемых топлив), а сам рынок претерпевает значительное число изменений. Наиболее значимым трендом в мире считается рост потребления СПГ.
Российский газ обладает огромным потенциалом в сегменте СПГ из‑за его низкой себестоимости и больших запасов. Основная задача для газовых проектов сейчас — это успеть запрыгнуть на подножку набирающего скорость поезда, так как не только Россия имеет амбиции на данном рынке.
Важным фактором для развития экспорта СПГ является стоимость транспортировки в точку сбыта, что во многом определяется маршрутом перевозки и наличием необходимого флота. Сегодня активно развивается Северный морской путь и крупные СПГ проекты в Арктике, исходя из чего возникли вопросы, сколько судов и какого класса потребуется для реализации потенциала данных проектов, как это скажется на конкурентоспособности нашего СПГ (итоговой стоимости сжиженного природного газа для потребителя в сравнении с конкурентами).
Кроме того, экологическая повестка ставит вопросы о возможности использования природного газа в новых сегментах, к примеру, использование в качестве топлива на транспорте: автомобильном, железнодорожном, а также для бункеровки речных и морских судов. Важно анализировать все стороны вопроса — какие факторы нужны, чтобы новый спрос возник, так как любые изменения всегда воспринимаются рынком с долей скепсиса, какие выгоды получит экономика страны и какие стимулы государство должно дать производителям СПГ, чтобы поддержать инвестиционную привлекательность проектов. Так родилось два стратегических направления — по распространению газомоторного топлива (в частности СПГ) на транспорте и по развитию средне- и малотоннажного СПГ, поскольку для удовлетворения спроса внутри страны (особенно, такой территориально крупной страны, как Россия) необходимо наличие производства, географически распределенного с учетом основных районов спроса и достаточных объемов».
Следует отдельно отметить значимость задачи стимулирования развития российской газо- и нефтехимической отрасли. В 2018 году Минэнерго активизировало усилия по этому треку, а в начале 2019 года в рамках АЦ ТЭК была сформирована команда специалистов в нефтехимии. В результате сейчас — на рубеже 2019 и 2020 годов, мы совместными усилиями выходим на финишную прямую по решению данной задачи.
Анастас Гатунок, директор департамента нефтехимии
«Являясь одной из ведущих стран по запасам и добыче углеводородов, Россия не в полной мере использует данное стратегическое преимущество в экономике — доля нефтегазохимии в ВВП страны составляет всего около 1,5%.
В то же время, увеличение спроса на продукцию нефтегазохимии в мире впечатляет. По нашим оценкам, среднегодовые темпы роста потребления полиэтилена составят 3,7% в ближайшие 15 лет, что значительно превосходит темпы роста спроса на нефть и газ. Спрос в Китае и Азии в целом удвоится, в Индии — утроится, среднегодовой рост в развитых странах будет варьироваться в диапазоне 0,5–2,0%.
Помимо серьезного вклада в рост экономики страны, реализация потенциала отечественной нефтегазохимической отрасли также может стать инструментом достижения целей, поставленных президентом РФ в указе от 7 мая 2018 года, по наращиванию несырьевого экспорта.
Основной задачей создания внутри Аналитического центра ТЭК нефтехимического подразделения являлось содействие переходу российской экономики от сырьевой модели к производству продуктов с высокой добавленной стоимостью за счёт инновационного развития отечественной нефтегазохимии через организацию диалога между государством и отраслью.
На сегодняшний день в нефтехимическом департаменте сформирована профессиональная команда, которая обладает значительным опытом реализации проектов по анализу балансов спроса и предложения продуктов нефтегазохимии и разработке финансово-экономических моделей рынков и компаний отрасли».
Максим Чурсин, директор проекта
«Особенностью нефтегазохимической отрасли является её высокая сложность и гранулярность: огромное количество продуктов (Аналитический центр проводит исследования по более чем 50 видам продукции), каждый из которых может быть произведён по нескольким технологиям на многих предприятиях нашей страны и мира.
Справляться с такими вызовами нам помогает компетентность и профессионализм членов команды, которые являются признанными экспертами отрасли. Тот факт, что совокупный опыт наших троих наиболее «крупных» экспертов составляет более 100 лет, обеспечивает высокую точность и глубину анализа, который мы проводим.
Несмотря на то что наш департамент существует меньше года, мы уже активно участвуем в разработке новых методов развития нефтегазохимической отрасли страны, а также осуществляем мониторинг Плана развития газонефтехимии до 2030 года».
Елена Голышева, директор проекта
«Инновационные продукты нефтегазохимии (полимерные материалы), производство и переработка пластмасс могут многое сделать для модернизации и повышения конкурентоспособности российской экономики в целом.
Поэтому очень важно, что наша команда участвует в мониторинге Плана развития газонефтехимии в России на период до 2030 года, в разработке которого мы принимали активное участие.
Знание проблем, преимуществ, специфики и возможностей отрасли позволяет прогнозировать балансы спроса и предложения по широкому кругу нефтехимической продукции, которая может существенно повлиять на реализацию национальных проектов при использовании системного комплексного подхода и мобилизации всех ресурсов в пользу промышленного развития отдельных отраслей и предприятий, обеспечивающих экономический рывок».
Однако, помимо участия в долгосрочных, «фундаментальных» проектах, перед АЦ ТЭК стоит задача ежедневной аналитической поддержки Минэнерго. Круг потенциальных вопросов Центра может включать в себя практически любой аспект мирового ТЭК. Возникают самые разные запросы, на которые, как правило, нужно очень быстро реагировать.
Анна Герасимова, директор проекта
«Бывают на первый взгляд совсем непредсказуемые задачи. В этом году, к примеру, нас задействовали в разработке Дорожной карты по участию российских компаний в реализации энергетической программы Республики Куба. Данная программа может позволить снизить зависимость страны от импорта энергоресурсов, уменьшить дефицит нефтепродуктов, положительно сказаться в целом на экономике. Всегда приятно ощущать практическую полезность от проделанной работы. Хотя, конечно, самой приятной частью этого проекта была командировка на Кубу (смеется).
А еще нас как отраслевых экспертов иногда просят помочь с подготовкой аналитики для министра и его заместителей, главным образом касательно мировых рынков и их тенденций. Это тоже достаточно креативная работа, если найти к ней подход. Мне зачастую нравится придумывать интересные сравнения, которые легко запомнить. К примеру, сказать не “снижение потребления за счет энергоэффективности в ОЭСР за 10 лет составит N млн ГВт·ч”, а “снижение … превысит все энергопотребление Африки”».
Так, закаляясь в пылу активной работы, решая в сжатые сроки самые разноплановые задачи, АЦ ТЭК за четыре с половиной года прошел путь от «аналитического стартапа» из трех опытных инвестбанкиров до полноценного аналитического «боевого соединения» из двух десятков человек с мощной отраслевой экспертизой.
Денис Дерюшкин, руководитель Аналитического центра ТЭК
«Сегодня в России не существует аналогичных аналитических подразделений в области ТЭК, сравнимых по масштабу решаемых задач. АЦ ТЭК занимается не просто поддержкой Минэнерго, но также активно взаимодействует с другими ФОИВами, ведущими компаниями отрасли и крупнейшими международными аналитическими агентствами.
Подводя итоги года, стоит отметить большую работу команды по ряду стратегических направлений:
- разработка стимулов по развитию новых регионов добычи (Арктика);
- аналитическое сопровождение сделки ОПЕК+ по сокращению добычи;
- разработка новых мер по стимулированию привлечения инвестиций в нефтехимическую отрасль страны;
- и многое другое, находящееся под грифом коммерческой тайны (улыбается).
Однако мы не планируем останавливаться и с каждым годом поднимаем планку. В следующем году в планах у команды расширение перечня оказываемых консалтинговых услуг и запуск совершенно новых аналитических направлений».
АЦ ТЭК создавали аналитики таких инвестиционных банков, как Morgan Stanley, Bank of America, Deutsche Bank, UBS, ВТБ Капитал, что во многом определило рабочий подход, формирующий ключевые конкурентные преимущества нашего коллектива: качество анализа, высокая скорость выполнения задач, независимое мышление, справедливая оценка ценности вклада каждого члена команды в работу.
«Есть несколько ключевых навыков, на которые я особенно обращаю внимание при выборе сотрудников. Критическое мышление, аналитический склад ума и возможность концентрироваться на определенных задачах долгое время — наиболее важные из них.
Критическое мышление и аналитический склад ума позволяют сотрудникам самостоятельно анализировать свои ошибки и формировать правильную аргументированную позицию для руководства.
Мне не нравится термин “многозадачность”, поскольку это чаще означает расфокусировку, чем способность к выполнению большого объема задач. В современном мире достаточно отвлекающих факторов, поэтому именно фокусировка и концентрация — ключ к производительности, что для команды с большим объемом задач является конкурентным преимуществом.
Что касается технических навыков, или так называемых hard skills, то тут мы предъявляем стандартный набор требований, сравнимый с ведущими консалтинговыми компаниями. Нам нужны кандидаты, которые свободно работают как в стандартных приложениях MS Office (Excel, Power Point), так и в специализированных базах данных, таких как Thomson Reuter или Bloomberg.
Но особенно ценным качеством аналитика я считаю способность достать самую сложную информацию из интернета, которой нет в традиционных базах данных. Опыт показывает, что на 80% вопросов ответы есть в поисковых системах, но, к сожалению, не все готовы кропотливо искать и не ограничиваться первыми двумя страницами выдачи поисковика».
Лев Шкарупин, главный специалист
«Уникальность работы в АЦ ТЭК заключается в том, что любой информационный повод в СМИ или внезапно возникшая проблема в отрасли могут стать твоей новой темой на день или даже оказаться в итоге полноценным консалтинговым проектом. Одними из самых показательных задач в 2019 году были:
- расчёт эффектов от сделки ОПЕК+ на нефтяные компании и бюджет РФ;
- влияние перспективных мер фискального стимулирования для арктических проектов нефтегазовых компаний на доходы бюджета РФ и компаний нефтяной отрасли;
- расчёт множества вариантов настройки механизма стабилизации цен на бензин и дизельное топливо (демпфер).
Лично мне пока сложно представить, где ещё одним рабочим утром я смогу в срочном порядке рассчитывать эффект от мер стимулирования добычи нефти на шельфе, а на следующий день — делать для руководства Минэнерго краткий обзор ТЭК ряда африканских стран.
Мало кто из моих знакомых может похвастаться тем, что о некоторых задачах на понедельник узнает после публикаций в СМИ в выходные».
Разнообразие задач, с одной стороны, и высокая ответственность, с другой, позволяют членам команды АЦ ТЭК быстро повышать профессиональный уровень, формировать широкий взгляд на работу мирового ТЭК, что особенно актуально для аналитиков в начале карьерного пути.
Павел Черемных, специалист
«Первое мое знакомство с АЦ ТЭК началось очень быстро, если можно так выразиться. Команда у нас очень дружелюбная и мотивированная, в ней я в первый же день почувствовал себя на своем месте. Мне сразу понравилось (и позволяет мне получать настоящее удовольствие от работы сейчас), что самые младшие сотрудники в команде поощряются к высказыванию своего мнения, а вопросы всегда приветствуются. Все в команде так или иначе вовлечены в процесс, понимают свою ответственность и пытаются быть максимально полезными друг другу. Когда ощущаешь это на себе, в работу втягиваешься моментально и забываешь, что в АЦ ТЭК ты не так давно. Работы у нас очень много, и постоянно нужно быть подготовленным и мотивированным. Но это того стоит. АЦ ТЭК — не просто аналитический центр, это лучшее место для человека, старающегося разобраться в отрасли, повысить свою квалификацию и научиться решать нестандартные задачи в энергетике. Этим я хотел заниматься до того, как меня приняли в команду, и с первого рабочего дня этим и занимаюсь».
Павел Вырлан, специалист
«В основном благодаря команде АЦ ТЭК у меня получилось довольно быстро втянуться в работу. Поначалу было много вопросов, но я всегда оперативно получал исчерпывающие ответы на них. На мой взгляд, это очень важно — не бояться задавать любые вопросы. Ведь пока ваши картины мира не совпадут, работать вместе будет непросто.
Первое, и пожалуй, самое сильное впечатление — это разнообразие задач. В отрасли происходит множество интересных вещей: идёт борьба электромобилей с бензином и дизелем (в Бразилии, кстати, пока побеждает этиловый спирт); одновременно с этим мы наблюдаем противостояние возобновляемых источников энергии с ископаемыми, торговля СПГ растёт двузначными цифрами, а весь мир и одна девочка пытаются остановить глобальное потепление — в частности, Европа вообще планирует снизить выбросы CO2 до нуля к 2050 году.
Ещё я съездил в командировку на крупнейший нефтехимический комплекс страны, побывал на главной российской энергетической конференции, а также присутствовал на нескольких встречах в компаниях отрасли. В общем, в АЦ ТЭК точно нет времени скучать».
Подробнее на сайте «ЦДУ ТЭК»