Найти в Дзене
Кино о Лидии Литвяк

Испытания прототипа Як и запуск серии в условиях надвигающейся войны

В первой части мы рассказали, почему требовалось сократить 50-100-летний разрыв с Западом за 10 лет.

Во второй — о том, как Яковлев за 7 месяцев создал прототип одного из лучших истребителей Второй мировой войны.

30 декабря И-26-1 перевезли на Центральный аэродром Москвы для испытаний.

5 января 1940 года начались рулёжки и пробежки. 13 января 1940 года самолёт под управлением лётчика Юлиана Ивановича Пионтковского впервые поднялся в воздух.

Юлиан Иванович Пионтковский
Юлиан Иванович Пионтковский

В первом же полёте И‑26 продемонстрировал высокие потенциальные возможности, хотя разработчики столкнулись с целым букетом проблем. Система уборки шасси и тормоза работали ненадёжно, у мотора постоянно перегревалось масло, и часто происходили его выбросы через суфлёр. Но И‑26 имел хорошие лётные характеристики: высокую скорость и отличную манёвренность.

Устранение дефектов мотора вызывали задержки в испытаниях. Двигатель М-106 так и не был доведён до массового выпуска, на И-26 вынужденно установили М-105П. Он обладал меньшей мощностью и высотностью и не отличался достаточной надёжностью.

Первые вылеты часто заканчивались вынужденными посадками…

Сорок третий вылет стал роковым и для Пионтковского, и для прототипа. Точную причину катастрофы так тогда и не установили.

К этому времени был готов второй И‑26. У него был доработан двигатель и усилена конструкция. НИИ ВВС считало истребитель слишком «сырым» для приёмки, но наркомат авиации потребовал передать самолёт на госиспытания. Машина их не прошла.

Только третий прототип, испытывавшийся осенью 1940 года, наконец, справился с задачами.

Но и после этого решили, что передавать И-26 в боевые части без устранения недостатков нельзя. Хотя ещё в начале 1940 года, до гибели первого прототипа, приняли постановление о постройке серии из 25 машин, а весной 40-го уже собрали первый серийный истребитель. К такой скорости принуждала сложная международная обстановка.

С 11 по 27 сентября 1940 года десять истребителей И-26 первой серии наконец были облётаны и приняты военной приёмкой. До начала войны оставалось 9 месяцев...

Один из первых серийных истребителей Як-1. 1940 год
Один из первых серийных истребителей Як-1. 1940 год