Называть подъезд парадной - вовсе не снобистская попытка выделиться, не питерская религия и не особенность речевой культуры. Это действительно парадный вход в здание, на фоне которого обычный хрущёвский подъезд источает грусть и уныние.
Первые доходные дома в Петербурге появились в XVIII веке, более активно и целенаправленно стали строиться с середины XIX века и сегодня представляют значительную часть дореволюционной городской постройки. Квартиры в таких домах группировались вокруг лестничной клетки, оформлению которой уделялось огромное внимание. До сих пор в парадных сохранились мозаики, витражные люстры, лепнина, кованые перила и балясины, которые примирились с прозой жизни и пережили нашествия ЖЭКа.
Строительный бум XIX века потребовал новых материалов. В мире появилась особенная керамическая плитка - метлахская, которая производилась методом сухого прессования и обжигалась при очень высоких температурах - 1200 градусов, достигая очень плотного спекания вещества. Она не покрывалась глазурью, а прокрашивалась сухим пигментом на всю толщину. Предполагалось, что такой плитке не страшны нагрузки и время: подтверждение её выносливости до сих пор красуется во многих парадных Санкт-Петербурга.
Метлахская плитка стоила дорого, так как производство предполагало ручной труд. Для домов экономичного сегмента использовали более простые образцы: однотонные шестиугольники или восьмиугольники со вставками.
Украшали плиткой не только вестибюли, но и придомовые территории - метлах устойчив к влаге и морозу, поэтому применим к отделке и внутри, и снаружи помещений.
Роскошные, царские, великолепные - какой эпитет к парадным Петербурга не примени - всё будет не через чур, всё в самый раз.
Дом Елисеевых
Одно из самых роскошных зданий дореволюционной России. Палаццо купцов Елисеевых находится на набережной Фонтанки. Это первый жилой дом, где появился лифт, до этого лифты были только в императорских дворцах. Свет здесь устроен так, чтобы даже в самый пасмурный день была иллюзия солнечного тепла.
Дом Никонова
А здесь интересно оформлены забежные ступени. Свет из больших окон падает на скромный плиточный узор, обнажая красоту простых цветов и простого рисунка.
Такой плиткой оформлено всё пространство парадной.
Дом Захарова
В доходном доме Захарова целый набор остатков роскоши: кованые перила, печь с майоликовым панно и метлахская плитка с оригинальной раскладкой.
Дом Дехтеринского
Автором здания в стиле эклетики стал архитектор Александр Гольм. Владелец дома Александр Дехтеринский был купцом, держал в Апраксином дворе лавку с инструментами. Однако в своём шикарном доме, на который он копил долгие годы, ему довелось пожить недолго. Через несколько лет после новоселья он умер. Дом любят режиссёры, здесь снимались “Три женщины Достоевского”, после которых на одной из лестничных клеток остался газовый фонарь.
Но для нас дом является музеем метлахской плитки - на каждом пролёте свой узор, причём плитка сохранилась в отличном состоянии. В одной парадной - четыре вида плитки, четыре вида бордюров и одно панно.
На первом этаже - гексагоны с трёхмерным узором и бордюр из голубых трилистников.
Самый красивый орнамент у лифтовой зоны на втором этаже, там находились квартиры наиболее состоятельных жильцов.
На третьем этаже новый узор.
На четвёртом этаже скрывается самый простой геометрический орнамент.
Дом Бака
Гордый неформальный памятник Санкт-Петербурга. История жильцов дома растворяется с историей самого дома. Витражи, дубовые двери, великолепный модерн. Капитального ремонта здесь никогда не было, что хорошо: в 1991 планировался ремонт по советскому принципу, который предполагал снос каминов, витражей и прочего. Но его не случилось. Здесь сохранились фрагменты метлахской плитки.
Метлахская плитка сегодня
Осталось немного фабрик, которые производят метлахскую плитку по традиционному рецепту, созданному чуть более века назад. Среди них французская фабрика Winckelmans, которая производит метлахскую плитку почти сто лет. Технология производства осталась прежней. Метлахскую плитку Winckelmans используют для оформления интерьеров, холлов, террас, для реставрации храмов и памятников культуры. А каталог ковров и бордюров намного богаче, чем в начале XIX века.