Найти тему
diletant.media

Гид по развлечениям Константинополя

Неотъемлемой частью жизни византийских городов являлись гонки колесниц на ипподроме. Каждое 11 мая жители Константинополя отмечали на ипподроме день основания столицы. Свои ипподромы поменьше были и в провинциальных городах ромеев (столичный вмещал до 40 тысяч человек). В Константинополе о начале гонок возвещал бросок императором белого платка. В каждую колесницу традиционно запрягалось по четыре лошади.

Бронзовые лошади ипподрома. Источник: howlingpixel.com
Бронзовые лошади ипподрома. Источник: howlingpixel.com

Вход на ипподром был открыт для всех мужчин, вне зависимости от социального статуса и профессии. В Византии он совмещал функции Колизея, цирка и места проведения гонок. Кроме того, он походил на римский форум ил афинскую агору. Здесь проходили политические собрания, религиозные процессии и государственные церемонии. Наконец, ипподром был местом казней или пыток преступников. В центре арены находились привезенная из Дельф Змеиная колонна и египетский обелиск. Конец гонкам положила оккупация Константинополя крестоносцами в 1204 году.

Еще одной игрой, проводившейся на ипподромах, была конная игра в мяч. Принимали участие в ней только знатные ромеи (возничим на колеснице мог стать и простолюдин).

Гравюра Онофрио Панвинио. Венеция, 1600. Источник: medievalists.net
Гравюра Онофрио Панвинио. Венеция, 1600. Источник: medievalists.net

По количеству доступных развлечений Константинополь значительно опережал прочие средневековые города. Здесь был даже экзотический зоопарк. Также в моде была музыка, танцы и театр.

Танцовщица на короне Константина IX Мономаха. Источник: pinterest.com
Танцовщица на короне Константина IX Мономаха. Источник: pinterest.com

Театр был объектом постоянных нападок церкви, но даже ей не удалось запретить игру на сцене. В VII веке в Газе существовала школа, отправлявшая в Константинополь мимов. При этом осуждались и преследовались бродячие артисты: акробаты, канатоходцы, дрессировщики диких зверей. Власти не признавали за ними гражданских прав. Их «искусство низов» не чуралось непристойности и вульгарности.

Отношение к театру начало меняться в VIII веке. Императоры-иконоборцы использовали сценические представления в качестве орудия высмеивания иконопочитателей. Дошло до того, что в 860 году патриарх Фофтий принял нападение русских на Константинополь за божью кару за принятие церковью сцены.

Средневековые скоморохи. Источник: padaread.com
Средневековые скоморохи. Источник: padaread.com

Языческие ритуалы лежали в основе императорского карнавала — Готских игр, проводившихся в начале января. «Готами» на этом празднике называли людей, вооружавшихся мечами и одевавшихся в шкуры. Игры проводились в императорском дворце и включали в себя театрализованные представления, в которых принимали участие даже высокопоставленные чиновники.

В деревне религиозные праздники были самыми торжественными и пышными — в каждом поселении священник играл очень важную роль в жизни крестьян. Наибольшим же весельем отличался праздник виноградного урожая. На приуроченных к этому событию пирушках обязательно выступали странствующие жонглеры, акробаты и мимы. Их танцы, имитировавшие сбор и выжимание винограда, напоминали дионисии, а само празднование походило на античные вакханалии.

Сбор урожая византийцами. Источник: padaread.com
Сбор урожая византийцами. Источник: padaread.com

Богачи и столичные сановники любили отдыхать в сельской местности. Их поместья были разбросаны по самым разным частям империи. Жители Константинополя предпринимали вылазки за город и на судах отравлялись на берега Босфора.

За городом византийцы много и вкусно ели. Из многочисленных византийских источников можно узнать, что жители Романии употребляли мясо в довольно больших количествах. Были распространены кушанья из говядины, свинины, козлятины. К продуктам частого потребления можно добавить сыр, яйца и молоко. Довольно большое обилие овощей использовалось при приготовлении блюд или же их ели сырыми. Например, в источниках можно встретить приправленную свеклу или особым образом приготовленный горох. Фрукты и орехи также занимали особое место в византийской кухне. Фрукты могли есть свежими или сушеными.

Помимо широкого распространения фруктов, византийская кухня также славилась вкусной выпечкой: пирогами, тортами, пирожными и другими сладостями. Из чего можно заключить, что ромеи были еще те сластены.

Обычно византийцы ели три раза в день. Завтракали кашей или овощами. Обед с ужином были более плотными. Сначала подавались закуски (колбасы, салаты), затем мясные или рыбные блюда, приправленные соусами и запивали блюда вином. Трапеза заканчивалась изысканными сладостями из меда, молока, орехов, свежих фруктов и ягод, а также кондитерскими изделиями.

В каждой провинции империи были свои святые, но повсеместно с наибольшим размахом отмечались дни св. Георгия (23 апреля) и св. Дмитрия (26 октября). Небесные покровители были у каждой профессии. Юристы отмечали день памяти святых нотариев Маркиана и Мартирия (25 октября). Врачи праздновали день св. Сампсона (27 июня).

Константинополь в Нюрнбергской хронике. XV век. Источник: pinterest.com
Константинополь в Нюрнбергской хронике. XV век. Источник: pinterest.com

Помимо церковных и народных в Византии имелись государственные праздники. Два главных — уже упомянутый день основания Константинополя и день рождения императора. Важными событиями были годовщина восшествия на престол, рождение наследника, свадьба государя, его возвращение из триумфального похода.

Подробнее