Летом 2018 года заведения общественного питания окончательно перешли на онлайн-кассы. Многие бизнесмены расценивают принудительную автоматизацию как лишнее бремя, не подозревая о появившихся возможностях для увеличения собственной прибыли. На практике внедрение онлайн-кассы aQsi позволяет не только привести бизнес в соответствие с 54-ФЗ, но и увеличить доход заведения. Как именно?
1. Повышение среднего чека
Действенный способ повысить доход кафе — увеличить размер среднего чека. Для расчета параметра выручка делится на количество чеков, пробитых за определенный промежуток времени. Существует множество способов повышения среднего чека: увеличение количества позиций, аппселлинг, кросс-селлинг, рост продаж маржинальных блюд, привлечение более платежеспособной аудитории. Все они известны и давно описаны в литературе. Проблема заключается в том, что предприниматели не спешат внедрять их, а большинство вовсе не следит за размером среднего чека.
Знаете ли вы размер среднего чека в прошлом месяце в вашем кафе? На прошлой неделе? За вчера? На протяжении 3 последних часов? На практике сложно увеличить показатель, если не знаешь его значение за отчетный период. Решить проблему позволяет функционал личного кабинета онлайн-кассы aQsi. Аналитика ведется в режиме реального времени по всем пробитым чекам. На основании данных формируются отчеты и графики для визуализации показателей.
Автоматический анализ позволяет владельцу отслеживать средний чек, выручку, торговую наценку и количество продаж в любое время суток. Эти параметры можно изучить по отдельным точкам общепита, категориям блюд, базе клиентов, способам оплаты, официантам, проводимым акциям. Детальный анализ показывает какие блюда, официанты, столы, и в какие дни недели приносят вам больше всего прибыли. Зная показатели, остается лишь улучшать их.
Анализировать данные можно в любой точке планеты через интернет. По размеру среднего чека определяются:
- наиболее прибыльные дни недели и часы;
- блюда, приносящие больше всего прибыли;
- официанты, бармены, продавцы с лучшими показателями;
- управленческие показатели отдельно по каждому подразделению (бар, зал, склад, касса, кухня);
- эффективность использования площади помещения и отдельных столов.
Сам факт установки онлайн-кассы не увеличит размер среднего чека. Но полноценное использование всех функций устройства позволит иметь под рукой детальный финансовый отчет по работе кафе или ресторана в требуемых разрезах. Улучшайте показатели и рост дохода неизбежен.
2. Внедрение системы лояльности
Программа лояльности, акции, бонусы, скидки — вот несколько эффективных маркетинговых рычагов, которые способны увеличить доход любого заведения общественного питания. Для их внедрения не обязательно нанимать высокооплачиваемого маркетолога. Достаточно продумать условия акции.
Постоянный посетитель — лучшая реклама кафе! Цель внедрения программ лояльности — выстроить доверительные отношения с клиентами. Достичь целей можно через применение скидочных или бонусных программ. Первый вариант позволяет клиенту получить выгоду или сэкономить на совершенном заказе. Бонусы предполагают выгоду от будущих покупок. Другими словами, скидка увеличивает ценность разового посещения, а бонус способствует повторным заказам.
Для внедрения системы лояльности эффективнее всего использовать дисконтные карты. Они позволяют идентифицировать клиента при каждом посещении и привязать информацию о заказах к общей истории. На основании полученной информации проводятся маркетинговые исследования, определяется целевая аудитория заведения, клиенты сегментируются на группы. Каждой категории посетителей предлагаются индивидуальные бонусы и скидки с гарантированно высоким откликом.
Без оценки экономической эффективности проведение любой акции бессмысленно. Определить насколько выгодна программа лояльности можно несколькими способами:
- расчет затрат клиентов до и после подключения акции;
- сравнение дохода от посетителей, участвующих и не участвующих в программе;
- анализ оттока/притока посетителей до начала акции и после ее завершения.
Рассчитать подобные показатели в автоматическом режиме позволяет функционал онлайн-кассы.
Внедрение акций гарантированно повысит доход кафе или ресторана. Однако после запуска программы лояльности будьте готовы к возможному повышению краж со стороны персонала. На практике, в периоды проведения акций некоторые официанты и кассиры злоупотребляют своим положением и обманывают владельцев. О том, как предотвратить кражи — в следующем разделе.
3. Пресечение краж
Хищения в общепите не искоренить, но минимизировать можно. Проблема заключается не только в менталитете людей, но и в специфике сферы — сотрудник кухни может сделать любое блюдо хуже по качеству или меньше по порции. Выявить недобросовестный персонал во многом поможет онлайн-касса.
Автоматический учет товаров и денег позволяет проверить склад и кассу в любой момент времени. Объединив видеонаблюдение с функциями онлайн-касс, можно контролировать действия обслуживающего персонала в удаленном режиме. К примеру, через личный кабинет владелец выбирает все чеки с отменой товара. На каждом из них указана дата и время, ориентируясь на которые можно посмотреть подходящий промежуток на видеозаписи, и определить факт махинации.
В личном кабинете aQsi фиксируются любые действия сотрудников, которые они провели через кассу. Система ведет кассовые смены и учет склада. Через личный кабинет владелец может просмотреть все движения денег по кассе: передача наличных между посетителем и персоналом, инкассация, расходы на закупку продуктов, приход денег, которые не относятся к оплате счетов и пр. Контроль движения наличных денег внутри заведения, а также мониторинг рабочей активности персонала в разы увеличивает шансы определить кражу и вора.
На каждую кассу и на отдельные операции рекомендуется установить пароли доступа, по которым распределить обязанности обслуживающего персонала. Например, можно ограничить количество людей, имеющих право:
- удалять позицию после печати пречека;
- оформлять и закрывать отложенные заказы;
- оформлять скидки.
4. Содействие безналичной оплате
Каждый второй чек в Санкт-Петербурге и Москве оплачивается банковской картой. В регионах показатель безналичных расчетов составляет 40-45%. Чеки, оплаченные через терминал, в среднем больше на 20-25%, в сравнении с оплатой наличными. Статистика указывает на растущий тренд популярности безналичной оплаты и это вполне логично. Во-первых, клиенту удобнее расплачиваться картой, во-вторых — людям психологически легче расстаться с деньгами, в-третьих — банки поощряют пользователей за оплату картой.
Для заведений общепита изменение потребительского поведения является очередным испытанием. Те, кто отказывается принимать безналичную оплату по каким-либо причинам, нарушает закон, теряет львиную долю выручки и лояльное отношение посетителей. Для увеличения доходности кафе, обеспечьте клиентам возможность оплаты заказов банковскими картами любого формата — с магнитной лентой, чипом, бесконтактные. aQsi совмещает в одном корпусе онлайн-кассу и терминал для эквайринга.
Установка онлайн-кассы позволяет анализировать тип оплаты. Если вы заметили сокращение количества безналичных платежей по сравнению с отчетным периодом, то проконтролируйте работу официантов. Чаще всего персонал отговаривает клиентов расплачиваться картой, чтобы получить «чаевые» при оплате наличными.
5. Еда на вынос
Желаете увеличить доход кафе или ресторана? Организуйте сервис еды на вынос. Внедрить услугу в разы проще, нежели создать службу доставки — нет необходимости нанимать дополнительный персонал и выстраивать логистику.
Начните с информирования клиентов — пропишите услугу в меню, огласите о новинке в соцсетях и на сайте. Регулярно выпускайте промо-материалы, на которых разместите красивые фото упакованных блюд. Привлечь внимание к сервису еды на вынос позволят скидки и акции по типу «2+1». Позвольте клиентам заказывать блюда дешевле, и они купят больше.
В рамках сервиса организуйте возможность предварительного заказа. Услуга востребована среди офисных работников, которые желают вкусно пообедать в любимом заведении, но не хотят тратить время обеденного перерыва на ожидание приема заказа и готовки блюда. Предзаказы принимаются по звонку или через интернет. Обязательно указывается приблизительное время посещения клиентом заведения. Такая модель взаимодействия выгодна двум сторонам — посетитель получает свежеприготовленное блюдо по приходу в кафе, а заведение увеличивает суточный доход, эффективно распределяя нагрузку на кухню по количеству предзаказов.
Функционал онлайн-кассы aQsi позволяет создавать отложенные заказы. Например, если клиент заказывает блюдо по телефону без предоплаты, то администратор вбивает позицию в кассу в виде отложенного заказа. Когда посетитель забирает и оплачивает заказ, то ему распечатывается уже фискализированный чек. Все операции выполняются быстро, без задержки времени клиента и обслуживающего персонала. Онлайн-кассу можно подключить к оплате заказов через сайт заведения. В таком варианте клиент получит электронную версию чека на электронную почту сразу после оплаты.
Возьмите на заметку, если желаете увеличить доход кафе или ресторана:
- Повысить размер среднего чека. Рассчитать показатель позволит аналитика в личном кабинете онлайн-кассы
- Внедрить программу лояльности. Управлять базой клиентов и анализировать эффективность
- Минимизировать кражи. Автоматический учет движения денег внутри заведения позволяет проконтролировать добросовестность обслуживающего персонала
- Обеспечить возможность безналичной оплаты разными типами карт
- Организовать сервис «Еда на вынос»