В марте социологи Левада-центра провели очередной опрос об отношении россиян к фигуре Иосифа Сталина (его итоги есть у РБК). Опрос показал, что в 2019 году суммарный уровень положительного отношения к советскому вождю достиг максимального показателя за все годы исследований: о своем восхищении Сталиным, уважении или симпатии к нему заявил каждый второй участник опроса (51%). Наиболее значительный рост (на 12 процентных пунктов) пришелся на «уважение» — такое отношение к Сталину у 41% респондентов, и оно самое распространенное.
Доля тех, кто негативно относится к Сталину, испытывая раздражение, страх или отвращение, втрое ниже — 14%.
Это сообщение РБК было опубликовано еще в апреле прошлого года. С тех пор динамика одобрения так и колеблется в пределах этих цифр.
Кто такие эти 70%, куда входит положительные оценки - ясно. В стране ухудшается социальная обстановка, растет страх перед завтрашним днем. За неимением современных обнадеживающих примеров стабильности человек ищет такие образцы в истории.
Основание положительной оценки деятельности Иосифа Сталина составляют еще и два пункта, связанные с официальной пропагандой, то есть на том, на что пытается идеологически опереться современная российская власть - победа в Великой отечественной войне и борьба с коррупцией.
Третьим пунктом пойдет опять же "порядок". Беру в кавычки, потому что в наше время этот термин приобрел такой расплывчатый и фантастический вид, что становится совершенно непонятно как им пользоваться... Если порядок не касается социальной справедливости и служит укреплению того положения, которое существует сейчас - то какой от него толк? Сколько может продержаться такой порядок?
14% - это те, кто испытывает раздражение, страх или отвращение. Те, чье отношение дрейфует от банального презрения к ощущению мучительного разлада в сложной душе, переходящему в глубокую личную неприязнь и глухую ненависть. Такие есть и будут. Это ядерный потенциал, таинственный сюрприз истории... Где же разгадка?
Вот эти то "ненавидящие", находящиеся на самом краю психологической пропасти и интересуют нас в первую очередь. Может быть они просто психопаты? Откуда это ненависть к человеку, жившему почти уже сто лет назад? Почему нет ненависти к Петру I Алексеевичу, например? Почему такой ажиотаж вокруг имени исторического деятеля?..
Что же такое есть для кого-то ненавистное и пугающее в имени советского вождя, что никак не гаснет под напором новых технологий и блуждающих рекламных огней 21 века? Для разгадки стоит заглянуть поглубже - в 19 век...
Основными сословиями дореволюционной России были купцы, постепенно становившиеся промышленниками или финансистами и дворяне-помещики. Первые относились к простому народу более лояльно и "по деловому", потому что многие купцы и вышли из низов. Дворяне, имевшие крепостных, а после отмены крепостного права использующие наемный труд бывших крепостных - малоземельных и безземельных крестьян, в лучшем случае скорбно презирали тех, кто на них работает.
Купцы - новая буржуазия - тянулись к дворянскому сословию, стремились породниться с ним, одеваться как представители "света", ну не высшего, а так, хотя бы средней руки. Если позволяли средства и вкус, подражали дворянам в убранстве и одежде, отдавали детей учиться в престижные заведения.
Они стремились во всем следовать дворянскому обычаю, хотя многие из новых хозяев жизни в душе и потешались над потомственными дворянами за их праздность, лень, неспособность к упорной целенаправленной деятельности. Следование дворянскому стилю отражалось и в мышлении естественно, и к закладным неумолимо прилипало презрительное отношение в простому народу.
Таким было и отношение офицеров-дворян к солдатам-крестьянам. И те офицеры более позднего времени, кануна Первой мировой войны, которые уже попадали в царскую армию не только из дворян, а и из разночинцев, относились к солдатам не лучше.
В этом культурном котле одновременно варилась и русская интеллигенция, не только славянофилы - сторонники кондовой православной русскости, а тем более "западники" - сторонники того взгляда, что Россия вообще ничем не отличается от Западной Европы, но и чисто революционная интеллигенция. Эта революционная интеллигенция, занимавшаяся агитацией, изучением марксизма, сочетала в себе разные веяния - и западничество и свое, российское.
Вся эта разночинная интеллигенция так или иначе в манере поведения и в стиле мышления так же (иногда невольно, в силу даже уже одного только стиля одеваться и говорить) подражала дворянству и усваивала его стереотипы мышления...
Не случайно Виссарион Белинский, литературный и театральный критик, из которого советское литературоведение сделало икону, замечал с подкупающей откровенностью:
Я не сяду с сапожником за один стол не потому, что он сапожник, а потому, что он - хам...
Эти устойчивые формы мышления были настолько сильны, что уже совсем в другую эпоху в конце тридцатых годов 20 века, когда бушевали страсти по заговорам, вредительству и шпионажу в пользу гитлеровской Германии, когда страна стояла на пороге разрушительной войны, - уже в эту смутную эпоху так называемая "ленинская гвардия" в лице Николая Бухарина и представителей разных уклонов, вплоть до "троцкистско зиновьевского блока" окончательно отошла от идеи построения реального социализма в отдельно взятой стране в сторону уступок частному предпринимательству и сдачи позиций, с таким трудов завоеванных. Это автоматически означало возврат к изначальному статусу общества, состоящего из богатых и бедных...
Парадокс в том, что многие представители революционной интеллигенции, которые в годы царизма бесстрашно шли на каторгу и в ссылку, геройски сражались с врагами на фронтах Гражданской войны 1917-1922 гг., все-таки боролись не за народную власть рабочих и беднейших крестьян, которые вместе составляли около 90% населения страны, а за что-то другое, совсем другое... Просто обнаружилось это спустя годы...
Действительное, а не декларируемое в речах отношение к простому народу - вот тот камень преткновения, аберрация совести этой части интеллигенции. Немалый процент современной интеллигенции, в первую очередь Москвы и Питера унаследовал все эти стереотипы мышления. Это отношение неразрывно связано с понятием социального расизма.
Так вот современный социальный расизм (который то и дело проскальзывает в высказываниях некоторых неосторожных чиновников) в отличие от того же 19 века имеет много степеней. Это не просто антагонизм помещик - крестьянин. Малый бизнес - средний бизнес - крупный бизнес - квазигосударственные сырьевые компании; региональные чиновники - средние - градации различных министерств - ГосДума...
Чем больше финансов у дядьки или у тетки, тем сильнее они могут влиять на общественные структуры, на законодательство, на принятие решений правительством, на выборы.
Социальный расизм - презрение и игнорирование интересов самых бедных слоев населения - чем беднее - тем сильнее игнор, тем более прозрачны и невидимы его представители для правящего класса.
Этот расизм обогатился еще и экономическим словарем, где человек - homo sapiens - превратился в безликого экономического агента, а жизнь - в кривую краткосрочного совокупного предложения. В материал для лабораторных опытов в масштабах земного шара.
Вежливый акцент на прагматической составляющей - все что выгодно бизнесу - хорошо, а что не выгодно плохо. Закрывается предприятие - хорошо. Открывается - тоже хорошо. Вымирает Север? Снижается рождаемость? Убывает население? Горят леса и разливаются реки, увеличивается количество преступлений... Давай те ка посмотрим, снижает ли это общие показатели в среднесрочной перспективе... Не снижает? Ну значит хорошо.
Как мне недавно выдал один любитель свободного рынка, что в США не имеют работы только алкаши и наркоманы, которые патологически не хотят работать. А наши, надо полагать, тоже страсть как хотят голодать и жить на улице? Они не то чтобы не люди, а как бы не совсем люди...
Ну сами посудите, если у человека нет крупного счета в банке, это разве человек? Вот и дама за соседним столиком говорит - мужчина это тот, у кого толстый кошелек, а кто без кошелька - самец. То есть, попросту говоря, животное...
Наследуются не только гены, но и идеи, и стили мышления, манера отношения к кому-либо или чему-либо. Социальный расизм русских крепостников-помещиков через темные лабиринты разума, по разным каналам от генетических до культурных и через культурную преемственность проникает в мозг современных представителей интеллигенции и творческой богемы. И уже оттуда, не узнанный своими владельцами, обрушивается в первую очередь на Сталина, потому что именно он наиболее заметен в исторической дали, именно при нем народная власть сделала успехи, казавшиеся необратимыми, именно он воплощает в себе все черты представителя народной власти, которой его ненавистники так не хотят.
Тут еще конечно, в скобках можно вставить и слово за актерскую и режиссерскую среду: кому-то не дали вожделенную роль, где-то не налили, кого-то палкой выгнали из театра... Все старые обиды и байки важных предков в собольих шубах (реальных и гипотетических - осадок корпоративов и сыгранных ролей) сконцентрировалась на нем, смотрящем из глубины 20 века сквозь синий дым на фоне елей, припорошенных первым снегом за большими окнами.
Актерская и режиссерская среда, как особо восприимчивая к неким общественным трендам в силу естественной склонности в повторению и заучиванию, к привычкам правящего класса - очень хорошо "поняла", кто "во всем виноват".
Вот тут мы проникаем в темный подвал коллективного бессознательного тех самых 14%. И выясняем, что Сталин там есть архетип народа, как такового. И этот архетип народа, стремясь выйти на поверхность приобретает четкий образ Сталина, давит на психику, генерирует всю эту политическую истерию вокруг упоминания его имени.
Троцкий, главный обличитель "сталинизма", на которого так любят ссылаться и либералы и левые антисталинисты, у которого, собственно говоря, в голове, всегда было много противоречий и откровенного хаоса, обвинял Сталина в приспособлении стратегии и теории к потребностям тактики. В том, что у того не было ни стратегии, ни политической интуиции в отношении последствий собственных политических шагов, что отсутствовала система в практике и научный подход в политике, а все корректуры действий - лишь тогда, когда прижмет.
Сталина, кроме обвинений в болезненном самомнении и любви к власти, мстительности и зависти к чьему-то таланту, а так же страсти к убийствам, вся враждебная полит тусовка награждает всеми теми эпитетами, которые на самом то деле предназначены для народа вообще, рабочего и крестьянина, видимого глазами барина-помещика или фабриканта и банкира: тупой, трусливый, неоправданно жестокий, подлый, ленивый, протягивающий грязную лапу к "чужому добру"...
Одним словом такой, который, сконцентрировавшись в образе одного ненавистного "диктатора" (а дальше - шепотом и оглядываясь по сторонам) - посягает на собственность - ренту, финансы, счета и наемных батраков...
Среди умных, действительно талантливых, пишущих книги и произносящих умные речи всегда найдутся такие, даже среди тех, кто считает себя левыми, у которых есть эта струна - ненависть к Сталину, а значит на самом деле - к СССР, социализму, социальной справедливости... Дернешь за такую струну - и пошла вибрация...
Сталин всю жизнь с самой юности занимался самообразованием - философия, история, поэзия, военное дело, технические дисциплины, экономика, специальная литература по различным проблемам. Все это он изучал в тесной связи с реальной жизнью, с жизнью своего народа, к которому и сам принадлежал. Ведь Сталин не просто представитель народа во власти. Сталин как общественный и социальный феномен - как раз то, о чем Ленин говорил - не власть "для народа", но власть "самого народа"...
В 1941 году гитлеровцы приблизились к Москве и сталинскую библиотеку вывезли в Куйбышев - это было 30 тысяч томов. После войны в этой библиотеке не досчитались 10 тысяч книг. При изучении наследия Иосифа Виссарионовича обнаружилось, что страницы пяти тысяч с половиной его личных книг были покрыты пометками и замечаниями.
Еще он оставил собрание сочинений - которое стараниями ученых историков и других специалистов пополнялось все эти годы. Стиль Сталина легкий, доступный каждому и в его произведениях можно найти ответы на многие современные проблемы...