Содержание: предисловие, части 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, заключение.
Аналогия (подобие, соответствие) — это понятие, которое играет важную роль не только в обыденном языке, но и в философии, а также в естественных и гуманитарных науках. Платон применяет аналогию в философии, сравнивая идею Блага (Единого) с Солнцем, а способность познавать — со зрением.
Солнце дает всему, что мы видим, не только возможность быть видимым, но и рождение, рост, а также питание, хотя само оно не есть становление.
Считай, что и познаваемые вещи могут познаваться лишь благодаря благу; оно же дает им и бытие, и существование, хотя само благо не есть существование, оно — за пределами существования, превышая его достоинством и силой. ... Так вот, считай, что есть двое владык, как мы и говорили: один — надо всеми родами и областями умопостигаемого, другой, напротив, надо всем зримым — не хочу называть это небом, чтобы тебе не казалось, будто я как-то мудрю со словами.
(Платон, «Государство»)
Для ученого Солнце — это лишь материальный объект, который дает свет и тепло благодаря термоядерной реакции в его ядре. Такое маленькое контролируемое «солнце» ученые пытаются построить в термоядерных реакторах, а неконтролируемые уже существуют в виде термоядерного оружия мощностью до 100 мегатонн (количество энергии, выделяющееся при детонации 100 млн. тонн тротила).
Философ-платоник скажет, что Солнце имеет огнеподобное тело и является отражением как Единого-Блага, так и Демиурга-создателя, отца и царя Солнечной системы (мезокосмоса). Подобно физическому Солнцу, Единое и Демиург согревают и освещают все вещи и являются гарантом их спасения.
Аналогией пользуются и ученые, чтобы сделать непонятное более понятным, абстрактное представить в более доступной образной форме, конкретизировать отвлеченные идеи и проблемы. Точная аналогия — это, конечно, идеал ученого, но она возможна только в достаточно развитых областях знания: чем меньше мы знаем предмет исследования, тем меньше придуманная модель ему подобна.
Когда мы сравниваем Солнечную систему с атомом, это может быть корректным в педагогических целях, но атом не подобен чему бы то ни было из макроскопических объектов. Ведь электрон, будучи квантовым объектом (волна-частица), вращается вокруг атомного ядра, находясь с большей или меньшей вероятностью в атоме везде и формируя вокруг его ядра электронное облако.
Планетарная модель атома достаточно иллюстративна, но «не физик» забывает о том, что, в отличие от планет, электроны прыгают на соседние «орбиты», поглощая или высвобождая «лучик» света; что поведение атома мы описываем понятиями квантовой механики, а движение планет — эйнштейновскими формулами теории относительности; и что, в конечном итоге, в первой теории пришлось отказаться от понятия электронных орбит, а во второй — от многих представлений ньютоновской физики о статичном времени-пространстве и мире как детерминированной машине.
Пользуясь аналогией, нужно помнить, что «подобное» не значит «тождественное». Модели позволяют нам лучше понять природу вещей, скрытых от человеческого зрения, но они являются не истинами о вещах, а зовом к мысли и исследованию.
Антон Мусулин
Содержание: предисловие, части 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, заключение.