Найти в Дзене
Историчка

Скандальные хроники Средневековья: герцоги Аквитанские

Каждый, кто хоть как-то интересуется историей европейского Средневековья, слышал о Алиеноре, герцогине Аквитанской. По меркам своего времени она была очень эпатажной дамой и вытворяла такое, что современникам казалось скандальным, да и сейчас весьма впечатляет. Казалось бы, откуда в женщине, в век, который от Просвещения и женской эмансипации, отстоял очень и очень далеко, взяться дерзости играть первую роль на самом высоком уровне? Ответ приходит сам собой, стоит только присмотреться повнимательнее к ее родословной - ничего другого от нее ожидать и не стоило, семейные традиции обязывали. Было в кого. Деда Алиеноры, герцога Гийома IX называют "первым трубадуром" (далее Гийом-трубадур). И это не столько про его поэтический дар, сколько про то, что он был носителем определенной культуры и мировоззрения, которое заменяло религиозный контекст повседневности средневековья на светский, чувственный, личный. (Здесь мог бы быть глубокий литературно-философский текст о влиянии поэзии Юга на изме

Каждый, кто хоть как-то интересуется историей европейского Средневековья, слышал о Алиеноре, герцогине Аквитанской. По меркам своего времени она была очень эпатажной дамой и вытворяла такое, что современникам казалось скандальным, да и сейчас весьма впечатляет. Казалось бы, откуда в женщине, в век, который от Просвещения и женской эмансипации, отстоял очень и очень далеко, взяться дерзости играть первую роль на самом высоком уровне? Ответ приходит сам собой, стоит только присмотреться повнимательнее к ее родословной - ничего другого от нее ожидать и не стоило, семейные традиции обязывали.

Было в кого. Деда Алиеноры, герцога Гийома IX называют "первым трубадуром" (далее Гийом-трубадур). И это не столько про его поэтический дар, сколько про то, что он был носителем определенной культуры и мировоззрения, которое заменяло религиозный контекст повседневности средневековья на светский, чувственный, личный.

Гийом IX, ,Chansonnier provençal
Гийом IX, ,Chansonnier provençal

(Здесь мог бы быть глубокий литературно-философский текст о влиянии поэзии Юга на изменение восприятия роли женщины в обществе, но пишу я, поэтому продолжим про скандалы-интриги-расследования).

Возвращаемся к непростому фамильному древу Алиеноры: тот случай, когда твой дед наставил рога второму твоему деду.

Бабкой Алиеноры по отцу была - ничего неожиданного - законная жена Гийома-трубадура, а бабкой по матери - его же любовница.

Отец Алиеноры, Гийом X (эти Аквитанские герцоги 200 лет подряд все были Гийомы, один за другим - семейные традиции, это святое), был сыном от второго брака Гийома-трубадура, с Филиппой Тулузской. Политически и территориально это дама стоила очень дорого - после смерти отца она наследовала графство Тулузское, которое примыкало к владениям герцогов Аквитанских, а при присоединении делало их просто неприлично большими (Тулузу герцоги Аквитанские за собой не сохранили, но это совсем другая история).

В начале XII века Гийом-трубадур сходил в крестовый поход, благополучно вернулся, нарожал с Филиппой еще детей, а потом - бес в ребро, кризис среднего возраста - умыкнул жену у своего вассала виконта де Шательро, привез ее к себе в Пуатье, посадил в башню, все как полагается. Дамочка, судя по всему, не возражала против этого псевдонасильственного подъема по социальной лестнице. Во всяком случае, за ней закрепилась репутация роковухи (возможно, она закрепилась еще раньше), и прозвище - готовое имя для георини супергеройского комикса - Данжерёз(а) (на самом деле Амоберга де л'Иль Бушар, в браке - де Шательро). Гийома-трубадура за эту связь отлучили от церкви. "Подумешь, - мог бы сказать герцог, - плавали, знаем". Вообще, в то время это, кажется, было чем-то вроде спорта - получать отлучение от церкви за кражу замужних женщин и сожительство с ними при живых супругах. Во всяком случае, у Гийома был вдохновляющий пример: незадолго до него король Филипп I точно так же был отлучен от церкви за то же самое, точь-в-точь (спер пятую жену у первого тестя Гийома (кажется, в этой истории слишком много порядковых числительных и родственных связей)).

С Данжерёзой у Гийома-трубадура было трое детей, и они не придумали ничего лучше, чем поженить еще и своих не общих детей от законных супругов: Гийом-наследник женился на дочери Данжерёзы Аэнор и они произвели на свет Алиенору (которая вот это вот все: замуж за короля Франции, развод, замуж за будущего короля Англии, Ричард Львиное Сердце, Иоанн Безземельный, бабушка всей Европы, Анжуйская империя, и, как апофеоз всего, Столетняя война).

Законная жена Гийома-трубадура, Филиппа, от такого развития событий впала в депрессию и, когда стало понятно, что Данжерёза обосновалась в кровати ее мужа надолго, Филиппа удалилась в построенное по ее инициативе аббатство Фонтевро , где ее горячо встретила первая супруга ее мужа, Эрменгарда Анжуйская (в браке не было детей и он был расторгнут). Это очень удобно - держать под боком аббатство, куда могут съехать надоевшие жёны, это очень полезная семейная традиция. Надо думать, тем для разговоров у двух бывших нашлось множество.

Кстати, Эрменгарда тоже была дамой завидного происхождения - дочь графа Анжуйского (это его пятую жену спер предыдущий король Франции, Филипп I. Чтобы окончательно все запутать, добавлю, что Филипп I был сыном Анны Ярославны, которая вышла замуж в 1051 г. за короля Франции Генриха I). Из графов Анжуйских вскоре вырастет новая династия английских королей (и один иерусалимский, но это слишком большой сюжет, чтобы в него здесь углубляться). Первый король Англии из этой династии, Генрих Плантегенет, был вторым мужем Алиеноры и одновременно внучатым племянником первой жены ее деда.

Можно считать, что Алиенора в своей жизни просто следовала сложившимся семейным традициям и талантливо их развивала в заданном предками направлении.