Английский король Георг III страдал от психических осложнений генетической болезни порфирии (подробно здесь). А вот его кузен – датский король Кристиан VII болел уже собственно психической болезнью. Кристиану бы поставлен вполне современный диагноз – шизофрения.
Кристиан был сыном сестры отца Георга III, то есть кузеном последнего. У них были общие дед и бабушка (Георг II и Каролина Бранденбург-Ансбахская). Луиза Великобританская, мать Кристиана, принесла с собой в Данию, а потом и в другие континентальные монархии, наследственную болезнь, которую на материке определили как «Шизофрению». Симптомов порфирии, о которой я писала в предыдущей статье про Георга III, по свидетельствам современников обнаружить исследователям не удалось. Однако исключать ее, все таки, нельзя, поскольку болезнь генетическая и у брата Луизы, а также их общих предков ее достоверно диагностировали.
Кристиан рано лишился матери, ему было всего 2 года, когда его отец женился повторно. Мачеха, Юлиана Мария Брауншвейгская, пасынка не любила, отец, Фредерик V, страдал хроническим алкоголизмом и детьми не сильно интересовался. Поэтому свидетельств психического расстройства у наследника престола не осталось. Первые свидетельства болезни были замечены уже после коронации Кристиана и свадьбы с его кузиной Каролиной Матильдой Великобританской (сестрой Георга III. Иногда ее в источниках называют дочерью Георга III, но это неверно. Матери Кристиана Каролина Матильда приходилась племянницей).
Плохая генетика, а также систематические телесные наказания, которые применялись к Кристиану, усугубили течение болезни. Склонный к дебошам и жестокости молодой король все чаще становился практически невменяемым в припадках безумия. Он сомневался в законности своего рождения, иногда даже считал себя сыном собственной жены. В поступках Кристиана также стали проявляться признаки мазохизма: ему не только нравилось бить, он позволял до крови избивать себя.
Появление при датском дворе Иоганна Фридриха Струэнзе, который называл себя медиком, ненадолго отсрочило лишение Кристиана фактической власти. Струэнзе стал другом и лечащим врачом короля, затем, министром по прошениям и, наконец, сердечным другом королевы. Каролину Матильду, наверное, можно понять: забытая мужем еще до рождения сына, она испытывала к Струэнзе благодарность за то, что успешно привив от оспы наследника престола, он тем самым спас мальчика от эпидемии. А затем и влюбилась. В 1771 году королева родила девочку. И хотя Кристиан признал ее своим ребенком, современники считали ее дочерью Струэнзе.
4 года Иоганн Струэнзе держал власть в своих руках, что, конечно не нравилось вдовствующей королеве Дании Юлианне-Марии и ее сыну Фредерику. Заставив Каролину Матильду признаться в том, что Струэнзе был ее любовником, они силой подписали у короля приказ о его аресте и казни. А королеву по договоренности с королем Великобритании, ее братом, выслали из страны. На родину ей вернуться тоже запретили и она 3 года жила в изгнании в Ганновере, а в 1775 году умерла от скарлатины. По мнению исследователей порфировой болезни Маклапин и Хантер, у Каролины Матильды тоже была порфирия, однако эта точка зрения не подтверждена свидетельствами.
А Кристиана изолировали от общества, и власть полностью перешла в руки его мачехи и сводного брата, которые пользовали ею 9 лет. А потом фактическим главой государства стал наследный принц Фредерик. Интересно, что Кристиан все это время оставался самодержавным правителем, и при нем даже не был назначен регент, как это произошло в Англии с Георгом III.