Одна из главных отличительных особенностей человека современного вида, то бишь, хомо сапиенс, от всех остальных, весьма многочисленных, хомо – это способность к искусству.
О том, что такое искусство в его философском, социологическом, эстетическом, психологическом и прочих аспектах, мы говорить сейчас не будем, иначе рискуем забраться в такие дебри, откуда быстро не выберешься. Поэтому скажем коротко: искусство – это, в числе прочего, способность и желание создавать вещи совершенно не нужные с утилитарной точки зрения, но при этом – красивые, прикольные и вообще, греющие душу. А тяга к искусству – это стремление иметь такие вещи. Не просто желание пузо набить до отвала, а что-нибудь еще заполучить, чтобы радовало и забавляло.
Ученые называют это «знаково-символической деятельностью».
Самый древний пример такого рода – это знаменитая галька из Макапансгата (Южная Африка). Она была найдена на стоянке, датировка которой – 2,5 миллиона лет назад. Жили тут очень ранние хабилисы (Homo habilis – человек умелый). По сути, все достижения этих наших предков заключались в умении хорошенько садануть камнем о другой камень, чтобы расколоть его и получить острую кромку, которой так удобно резать сырое мясо.
За камнями для этих своих орудий хабилисы ходили километров за 30. И вот, среди других галек какой-то особо продвинутый хаблис обнаружил эту – кругленькую, красненькую, с природными выемками и углублениями, напоминающими рожицу. И он не поленился притащить эту штуку на свою стоянку. 30 километров, напомню, нормальный такой дневной переход по саванне, где разных хищников было, наверное, в избытке. Вот как понравилась ему эта галька!
Сейчас сложно сказать, что же так его очаровало – красный ли цвет или тот факт, что она и в самом деле напоминает лицо – но ясно одно, этот камушек что-то для хабилисов значил, иначе его не принесли бы на стоянку, а просто забыли бы где-нибудь, отвлекшись на хищников или вкусные коренья.
Другой пример, гораздо более близкий к нашему времени – «Венера из Берехат-Рама». Это кусочек вулканического туфа, который из-за воздействия ветров и воды приобрел очертания, напоминающие женскую фигуру. Эта штучка была найдена на стоянке хомо эректусов (homo erectus – человек прямоходящий). Стоянка находится на территории современного Израиля, возраст ее – 230 тысяч лет. С «Венерой» все несколько сложнее, чем с галькой из Макапансгата. Похоже, что наш древний предок нашел этот камень, да и прошелся по нему «рукой мастера», стремясь придать фигуре более законченные формы. Во всяком случае, на этой штуке имеется не менее трех следов от удара каменным орудием.
Опять же – кто его разберет, что он там себе думал, этот древний эректус, но очень похоже, что в его мозгу созрела творческая идея.
Я вот знаю одного человека, он в лесу собирает разные коряги и делает из них потом разные фигурки, уверяя, что это собаки, змейки или даже кони. Так вот, у него, иной раз, выходит почти так же хорошо, как у эректуса из Берехат-Рама.
Потом было еще много чего: надрезки и насечки на костях и раковинах, сделанные просто так, для забавы, и какие-то пяткна охры в пещерах, и, наконец, значок # нарисованный каким-то, видимо, неандертальцем в пещере в районе Гибралтара.
А потом вдруг – бац! Искусство верхнего палеолита, росписи в пещерах Шове, Ласко, Альтамира, статуэтки «Венер» из бивня мамонта, дивные по красоте подвески из Сунгиря и прочая красота.
Так что, отнесемся с уважением к красной гальке из Южной Африки. Она предшественница и Венеры Милосской, и Джоконды, и «Черного квадрата», и портретов Шилова, и современных глянцевых журналов, и всего-всего, что мы сегодня именуем изобразительным искусством.
Спасибо, что дочитали до конца. Если понравилось, поставьте палец вверх и подписывайтесь на мой канал, здесь всегда много интересного.
Буду благодарна за все комментарии и замечания, особенно критические.