Найти в Дзене
Изнанка

Пацан с ножом может убить спецназовца «Альфа»: рассказ инструктора по ножевому бою

Школу спортивного ножевого боя я основал в качестве хобби — кто-то марки собирает, кто-то в фитнес-клуб ходит, футбол играет, у меня спорт из простого увлечения стал неотъемлемой частью жизни, и я просто оформил его в неформальное спортивное объединение.

Мы не ООО, не ИП, не НКО, нас вообще по бумагам не существует как организации. С юридической стороны, я просто занимаюсь с друзьями спортом, потому что могу и хочу.

Подготовленному спортсмену наличие ножа уверенности не прибавляет, она у него и так на уровне. Любая спортивная секция рукопашки более-менее гарантированно дотягивает самооценку до уровня выше плинтуса. А уверенный в себе и своих силах человек, я в это искренне верю, за нож хвататься не станет. Не хочу доводить обсуждение до белого и чёрного, но в этом вопросе я уверен: если в конфликте не стоит вопроса о сохранении жизни, чести и достоинства, за нож возьмётся только трус и подлец. И вот, что характерно: в школах любых видов единоборств такие люди, если и попадают, то надолго не задерживают

Мы, конечно же, неоднократно проверяли нож против голых рук, особенно когда приходили ребята, полные уверенности, что с хорошими навыками рукопашки нож из руки ножевика достаточно выбить ножкой — и всё, дальше их стихия. А попробуй выбей. К тому же, исключительно в ножевых дуэлях ситуации, что вооружён только один, встречаются регулярно — при потере ножа одним из соперников, поединок не прекращается и безоружный продолжает борьбу за условную спортивную жизнь, а вооружённый спортсмен обязан набрать очко при помощи ножа. Полноценную ударку в полный контакт во время обучающих поединков мы, конечно же, не включаем — без подходящей защитной экипировки это делать просто нельзя.

Практика показала, когда за ножевиком инициатива, 99% вероятности, что он победит.

Тут важно отметить, что я имею в виду под «победит»: у нас победа — это набор условного очка. Для того, чтобы спортивный балл заработать, не обязательно прорываться в клинч и наносить поражающее колющее в корпус и жизненно важные органы. Можно ограничиться безответным порезом кисти, плеча, ноги и т. п. Проецируя на какую-то жизненную ситуацию, это фактически означает, что 99% безоружный получит какую-то травму. На что списывается один процент? На ту же самую потерю ножа. Это случается крайне редко, со мной лично таких ситуаций за всё время было по пальцам считанные прецеденты, но тем не менее, бывает.

-2

Есть миф о том, что пацан с ножом может убить спецназовца «Альфа» в уличном бою. В отрыве от контекста конкретной ситуации, кто был агрессором, откуда появился нож, как протекала драка, кто был пьян, кто трезв, какой уровень подготовки и т. п. — да, может. У ножа нет предсказуемости последствий после единичного применения — одному десять ножевых прилетит, и он выкарабкается, другой после лёгкого единичного пореза через минуту на тот свет отойдёт от потери крови. Нож коварен и чертовски опасен. Гарантированное спасение от него — только разрыв дистанции.

Поясню. На ютубе и в СМИ широко размусолена тема как защититься от ножа, разные мастера показывают интересные приёмчики, кто-то выглядит как клоун, кто-то действительно грамотные вещи предлагает. Только ни один приём защиты против ножа не даёт 100% гарантии, что он сработает.

Противник может быть значительно сильнее и ваши блокировки тупо продавит, вы можете не успеть среагировать на внезапную атаку, парировав один удар, можете не успеть отразить второй и так далее.

Попытать удачу на свой страх и риск, вы, конечно, можете, мы сами этим на тренировках регулярно занимаемся — это наш профиль. Однако даже опытные спортсмены иной раз моргнут не вовремя и пропустят удар или физически не смогут блокировать, потому что кабан 110+ кг в противники попался. Что уж говорить о мирных гражданах.

Поэтому когда меня спрашивают как защититься от дебила с ножом, правильный ответ, который подойдёт лёгкой девочке, прыщавому подростку, отцу семейства с пузиком, дедушке, тёте, дяде, альфовцам, собровцам, в общем, реально универсальное средство — это бег. Остальные варианты — это всегда риск напороться на нож, где одного удара может быть достаточно.
-3

Ликвидация противника метанием ножа - киношный трюк, не более. По движущейся мишени с нестабильной дистанции ну разве что особо одарённый метатель, потративший на это годы тренировок, сможет разок-другой попасть. И то не факт. Метание ножа ни в спортивном НБ, ни в армейском, ни в прикладном не рассматривается как эффективное средство поражения цели. Это отдельный вид спорта, очень увлекательный и заслуженно популярный, но к ножевому бою он не имеет никакого отношения.

В школу спортивного ножевого боя люди приходят заниматься спортом, найти новых друзей и, как правило, вывести на новый уровень своё давнишнее увлечение ножами. Коллег по цеху, преподающих нож в его прикладном аспекте, судить не мне. Подозреваю, что в самооборонной среде тоже ведётся работа с личным составом на должном уровне, раз уж их организации существуют десятилетиями и неплохо себя чувствуют в моральном и материальном плане. Но на самом деле, не столь важен профиль ножевой школы, сколь мотивация ученика. Тут, я полагаю, уже задача тренера отсеивать людей, на которых ляжет подозрение, что этому человеку лучше свои знания не передавать.

Не знаю таких людей, которые бы закрыли глаза на откровенно маргинальное поведение ученика и продолжали бы его превращать в машину для убийства только потому, что он оплатил абонемент.

От чего могу предостеречь, так это от приобретения ножей на алиэкспрессе, ибее и прочих барахолках из-за границы. Конечно, никто меня не послушает, наши люди голосовали и будут голосовать рублём и так или иначе пойдут туда, где подешевле, но моё дело предупредить. Напоретесь на подделку или не пропустит таможня — не говорите, что не предупреждал. А если закажете холодняк случайно или по дурости, велик шанс, что получать посылку вы будете в компании полицейских. Потом не жалуйтесь.

-4

Да будет читателю известно, что все фанатские объединения, бойцовские клубы, школы единоборств, в том числе и школы ножевого боя, находятся под пристальным взором большого брата и чуть что: «Алло, Вадим Сергеевич, это не ваши архаровцы там набедокурили? Заедьте, пожалуйста, в уголовный розыск, нам ваши показания надо зафиксировать не по телефону». Более того, в особо подозрительных сообществах занимается или принимает участие если не кадровый сотрудник спецслужб, то, как минимум, сексот (секретный сотрудник, как правило, человек, пойманный на мелком проступке, но чтобы избежать ответственности, выполняющий поручения спецслужб).

Так что гипотетической мысли о подготовке каких-то групп бандитского или экстремистского толка у меня даже и быть не может. Во-первых, я несу моральную ответственность за своих ребят: тень ляжет на меня — пострадают ученики. Во-вторых, такие объединения, где культивируется ксенофобия любого рода или замышляются преступные умыслы, живут недолго. И на мою школу жаловались и кляузничали — по итогам многочисленных проверок (засланцы от спецслужб довольно фиговые актёры, скажу я вам, их издалека видно), стукачам ничего не обломилось.

Так что, если вам кто-то в следующий раз шепнёт «ты к этим не ходи, они экстремисты, ножевой бой — это просто прикрытие, на самом деле они знаешь что...», спросите у шептуна, откуда такая уверенность и не оперирует ли он слухами и домыслами.

Сотрудничаем ли мы с полицией и спецслужбами? Ответ — да, конечно. Но не в плане, что мы с органами связаны обязательствами и взаимными договорённостями, а, скорее, с оглядкой на то, что за нами присматривают, мы ведём себя настолько открыто и законопослушно, чтобы они к нам как можно меньше вопросов испытывали.

Например, когда я собрался провести первую тренировку в общественном месте, я первым делом зашёл в местное отделение полиции, представился и объяснил свою мотивацию — так, мол, и так, я понимаю, как мы выглядим со стороны и первое время могут быть тревожные звоночки, вот мой паспорт и телефон, если что — звоните. За два года один раз наряд приехал на одну из первых тренировок, мы мило пообщались семь минут и больше не приезжали. В прошлом году прошли очередную проверку центра Э — лично давал объяснение в кабинете оперативного сотрудника уголовного розыска, кто я, что за школа, сколько человек занимается и чем. У кого совесть чиста, тому скрывать нечего.

Понравилась статья? Читайте первую часть интервью с тренером по ножевому бою и рассказ оружейника завода ИжМаш.

-5

Подписаться на Изнанку