Найти в Дзене
"Народный боец"

Какими "талисманами" пользовались солдаты на фронте чтобы выжить...

Во время войны, человек пытается выжить самыми разными способами. По причине того, что в Советском Союзе царила эпоха атеизма, солдаты пытались обезопасить себя путем хранения тайных талисманов и оберегов. 

Если мы обратимся к воспоминаниям фронтовиков и обнаруженным на полях сражений свидетельствам, то выяснится, что самые странные и неожиданные предметы служили гарантом сохранения солдатских жизней.  

«Паспорта смерти» - дурные предвестники.

Такие мелкие предметы, как монеты, ключи от замков и калиток, портсигары, зажигалки и другие мелочи, обнаруженные среди останков солдат и командиров, можно увидеть среди экспонатов музея «Третье ратное поле», находящегося в небезызвестной Прохоровке.  Многие предметы, которые прошли всю войну вместе со своими обладателями, играли роль талисманов, оберегающих от гибели и ранений. Кроме этого, существовало поверье, что занятые деньги будут до конца их возврата оберегать должника. 

Согласно военно-историческому порталу «Обозник», довольно популярной среди бойцов Красной Армии была, позаимствованная со времен Первой мировой войны, традиция хранить патрон из первой обоймы, отстрелять который полагалось по возврату домой. Многие хранили письма от близких и фотографии своих вторых половин, надеясь на то, что жены и девушки дождутся своих мужчин, если те будут бережно хранить карточки. Стихи Константина Симонова, который имел авторитет у советских солдат, переписывались на листки как молитвы и хранились в нагрудных карманах рядом с сердцем. Такие стихи, как «Жди меня», давали надежду на возвращение в родные края. 

-2

В период Великой Отечественной данные каждого солдата хранились в пластмассовых медальонах, именовавшиеся «паспорта смерти», и в случае гибели бойца или его контузии помогали опознать личность солдата. Такие талисманы часто выбрасывались, так как считалось, что они являются скорыми предвестниками смерти. 

Потеря талисмана равносильна смерти.

Книга ветерана войны Мансура Абдулина «160 страниц из солдатского дневника» рассказывает нам о том, что суеверие и мнительность многих солдат иногда выходили за рамки разумного. Большинство солдат имело личную вещь в виде талисмана, с которой они не расставались и бережно берегли, так как считали его потерю плохой приметой. В книге приводится пример того, что некий танкист, потерявший свой талисман, говорил о своей смерти перед каждым боем. По иронии судьбы, танк солдата во время одного из боев не получил никаких повреждений, но экипаж полностью погиб, в результате детонирования собственного боезапаса. Мансур Абдулин прошел войну с курительным мундштуком, который внушал ему уверенность на успешный исход.

Скрипка, гимнастерка и черная кошка.

Согласно воспоминаниям другого ветерана, летчика Николая Пургина, такие суеверия были присущи не только обычным солдатам, но и получавшим высокие звания и награды. Сам Пургин вылетал на боевые задания в одной и той же «счастливой», застиранной до дыр и обветшалой гимнастерке. Многие летчики-асы имели при себе талисманы в виде зажигалок, кисетов, портсигар и других предметов. Музыкант по образованию, летчик Борис Макаров, брал с собой скрипку на боевые вылеты. Летчик утверждал, что их бомбардировщик подбивали, либо экипаж совершал вынужденную посадку, в случае если скрипка не находилась во время боевых полетов в кабине самолета. Герой Советского Союза, лично сбивший немало вражеских самолетов, летчик Леонид Гальченко рисовал на фюзеляже своего истребителя черную кошку, бегающую за мышами. Такого рода талисман служил своего рода предупреждением нацистским летчикам о приближении опасного врага. Они пытались избежать такой встречи и даже сообщали по радиосвязи о наступлении «черной кошки».