Родителям зачастую сложно объяснить детям, зачем нужно учить математику. Так, например, мой 14-летний племянник утверждает, что математика ему никогда не пригодится, и поэтому тратить время на ее изучение не стоит. Как объяснить ребенку, насколько важна математика в жизни человека? Наверное, предложить ему решить те задачи, которые максимально приближены к реалиям быта. Таких задач не найти в школьных учебниках за четвертый и пятый класс. Наверное, зря, ведь именно на этом этапе обучения дети формируют свое отношение к предметам и обретают бесценные установки – учить или не учить.
Математика в жизни человека – предыстория
Мой племянник – особенный ребенок. В своем возрасте он имеет весьма примитивные представления о многих предметах:
· Он умудряется сделать 20 ошибок в диктанте из 100 слов.
· Путается в таблице умножения.
· Имеет низкую моторику чтения.
· Не способен решать задачи с дробями и уравнения, требующие раскрытия скобок и переноса слагаемых из одной части в другую.
· Искренне удивляется, читая учебник физики за 7-й класс, поскольку там сообщаются сведения, о которых он раньше никогда не слышал.
· Из русской литературы он уверенно назвал единственную прочитанную им книгу «Герой нашего времени», при этом автора он точно не помнит.
Если оставить в покое образовательную систему, позволяющую перевод ребенка из класса в класс без должного контроля уровня его знаний, то в остатке к 14-ти годам мы получили человека, которым легко управлять и которого легко обмануть. Я не очень представляю, как нам удастся сдать ОГЭ. Скорее всего, надо будет любыми путями оставить Артема на второй год, чтобы было больше времени для подготовки его к реальной жизни.
Сегодня Артем увлечен только футболом, поэтому у него есть огромное количество аксессуаров, которые он получил почтой из магазина "Детский спорт": мячи, бутсы, шорты, наколенники.
Математика в жизни человека 5 класс
Выявив полную неспособность ребенка усваивать программу математики за 9-й класс, мы решили пойти другим путем и сели за задачник 4-го класса, с тем, чтобы постепенно наверстать упущенное. Там были простые шаблонные задачки и специальные – со звёздочкой.
Шаблонные решались с переменным успехом, поскольку требовали расчетов в столбик, чего Артем качественно делать не умел, поэтому переделывал решения по нескольку раз. А вот задачи со звездочкой его ставили просто в тупик. Математика в жизни человека - это тема курса в 5-ом классе, когда дети переходят в предмете к усвоению категорий сложного порядка – отрицательным числам, использованию десятичных дробей, науке составлять и решать уравнения.
В четвертом классе все просто – задачи можно решать в несколько действий.
Составители учебников по математике постарались, в общем-то, хорошо. Задачи не только пестрят сведениями, развивающими кругозор, но и довольно интересны по содержанию. Пожалуй, некоторые из них мы включим в наш импровизированный задачник «жизненных задач», который приведем ниже.
Я также постараюсь создать иллюстрированные нарративы на тему того, где применяется математика в жизни человека. Возможно, наших читателей они заинтересуют. Так что оставайтесь с нами!
Задачки 4-го класса «со звездочкой»
От стандартных шаблонных условий приведенные ниже отличаются тем, что требуют применения некоторых навыков логического мышления в решениях.
Посудите сами:
1. В магазин привезли равные количества ящиков абрикосов и слив. Известно, что ящик слив весит на 2 кг меньше, чем ящик абрикосов. Общая масса абрикосов больше на 80 кг, чем общая масса слив. Сколько всего ящиков слив и абрикосов привезли в магазин?
2. На овощном складе для отправки в торговые точки приготовили одинаковое количество ящиков бананов и апельсинов. Каждый ящик с апельсинами весит на 3 кг меньше, чем ящик с бананами. А общая масса бананов больше на 24 кг, чем масса апельсинов. Нужно рассчитать, сколько килограммов апельсинов и бананов собрали для отправки в торговые точки, если общая масса фруктов составляет 264 кг.
3. На одном квадратном километре в обычных регионах размещается 1000 мух массой 30 г. А в экологически неблагоприятных регионах их может содержаться до 1 млн. на той же площади. Какая масса мух размещается в неблагоприятных регионах на 3-х квадратных километрах?
4. Стопка из 32 тетрадей имеет толщину 6,4 см. Какую толщину имеет стопка из 1 млн. тетрадей? В каких единицах измерения удобнее всего представить результаты вычислений?
Согласитесь, задания очень простые. Интересны они тем, что предлагают детям максимально приближенные к реальной жизни ситуации.
К сожалению, в нашем случае это не сработало – моего племянника Артема они не убедили в том, что математика в жизни человека занимает важное место. Поэтому мы пошли другим путем. Узнать, какие задачи мы решали, можно здесь:
https://zen.yandex.ru/media/gildiyanauk/prakticheskaia-matematika-dlia-detei-5e18a868d5bbc300aee7bbfb