Найти тему
Нескучный мир

Як-42 на ВДНХ: неизвестные страницы

Прошу любить и жаловать - Як-42, возможно, самый известный авиационный памятник в Москве.

Як-42, RA-19751, 29.12.19
Як-42, RA-19751, 29.12.19

Шутка ли - почти 40 лет на главной площади главной выставки страны.

С момента превращения в памятник в 1981 году Як терял соседей - достаточно вспомнить порезанный Ту-154, менял бортовой номер, перекрашивался в совершенно вырвиглазные ливреи, но неизменно был на виду у миллионов посетителей ВДНХ/ВВЦ.

Як-42, СССР-42304 в оригинальной ливрее
Як-42, СССР-42304 в оригинальной ливрее

Впрочем, вся ли история нашего героя так уж на виду? И нет ли в ней любопытных нюансов? Поехали разбираться.

Наш Як-42 с заводским номером 11820201 и серийным 01-02 был выпущен в 1978 году на Саратовском авиационном заводе и стал вторым серийным Яком, выпущеным на САЗе. Об этом нам говорит его номер: 01(серия)-02 (самолет в серии).

-3

Это позже Саратов станет родиной для Яков, но прототипы строились в Москве, а предсерийные машины в Смоленске.

Тогда же, в 1978, наш Як получил свой первый бортовой номер СССР-1975.

"Тройка": СССР-1976, СССР-1975, СССР-1974
"Тройка": СССР-1976, СССР-1975, СССР-1974

Впрочем, раз уж мы начали о выставках, то это значит, что мы подошли к главному событию в жизни этого Як-42 - визиту в Ле-Бурже на 33-й авиасалон, перед которым машина получила на левый борт выставочный номер 349, долго сохранявшийся и на памятнике.

Як-42, СССР-42304 в Ле Бурже 1979
Як-42, СССР-42304 в Ле Бурже 1979

СССР-42304 не был открытием для публики салона, ведь двумя годами раньше на нем уже выставлялся СССР-1976 - третий опытный Як-42, выпущенный еще в Москве.

Прибыв по маршруту Жуковский - Варшава - Москва в составе советской делегации из Ил-76, Ан-72 и Ан-28 наш Як был интересен зрителям, но не стал "звездой" салона. В частности, обложку журнала Aviation International украсил Ан-72.

-6

Вообще, история "взаимоотношений" Як-42 с Парижским салоном не ограничилась даже этими двумя визитами СССР-1976 и СССР-42304, на следующий салон в 1981 прилетал СССР-42306, а в 1991 - СССР-42525. Если цель последнего достаточно ясна - он был переоборудован в летающую лабораторию и показывал перспективный турбовентиляторный двигатель Д-236, то для кого показывался СССР-42306 я не знаю. Разве что демонстрировал флаг, как принято, правда, на флоте..

Д-236 на Як-42, СССР-42525
Д-236 на Як-42, СССР-42525

Вернемся к СССР-42304, хотя, честно говоря, возвращаться особо не к чему - уже в 1981 году он занял свое место на ВДНХ, так ни разу не перевезя пассажиров... Как так - почти новая машина и сразу памятник? Прямого ответа у меня нет, но такие были времена.

-8

Кстати, если верить сайту ВДНХ, то именно СССР-42304 совершил рекордный для Яков беспосадочный перелет Москва - Хабаровск, продолев 8100 км, при заявленой дальности в 2900км. Впрочем, другие источники говорят, что Як совершил промежуточную посадку в Чите, что все равно дает внушительные 4700 км.

-9

Любопытна одна техническая деталь нашего героя - первая серия Яков имел одноосные основные опоры шасси с двумя колесами, в то время как все последующие серии уже двухосные.

Видна одноосная тележка
Видна одноосная тележка
Видна двухосная тележка
Видна двухосная тележка

Опущу из рассказа смутные 1990-е и "нулевые", основным итогом которых я считаю, что Як вообще выжил, пусть и в таких ливреях. В 2015 самолет был приведен в текущий вид, который, если честно, тоже вызывает немало вопросов. До историчной окраски не хватило самую малость - неужели было так трудно? Что это за бортовой такой RA-19751? В России все Як-42 имели бортовые формата RA-42XXX, а серий, начинающихся с 19 и вовсе не было.. Отсылка к первому бортовому? Но очень странная. СССР-42304 смотрелся бы куда органичнее.

-12

Но, как говорится, "спасибо, что живой".

На этом всё. Пишите комментарии, подписывайтесь! Впереди еще много интересного.